В обозримом прошлом такое объединение представлялось совершенно невозможным и вот почему.
РПЦЗ исторически была оппозиционной советскому режиму и тому, что называется сращиванием госаппарата с Церковью. Структуры будущей зарубежной церкви вырастали из так называемых Временных высших церковных управлений, образованных на территориях, контролируемых "белой" армией в Гражданскую войну. А в их состав в свою очередь входили такие влиятельные и энергичные до революции клирики как, например, Антоний (Храповицкий), бывший в Российской Империи митрополитом Киевским.
После окончательной победы "красных" временные церковные учреждения перетекли за границу вместе с эмигрантами первых волн. С 1921 года административным центром заграничной Церкви стала Югославия, там же окончательно оформилась и структура РПЦЗ.
Точкой разрыва с оставшимися в Советской России православными кругами стал 1927 год. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (последний избранный до революции патриарх Тихон к тому времени умер) провозгласил курс на сотрудничество с большевиками во имя сохранения православной Церкви. "Белая" по происхождению РПЦЗ не поддержала новую инициативу и прекратила официальные отношения с Москвой.
Неприятие советской власти стало консолидирующим фактором для зарубежников. Фактически, в довоенное время РПЦЗ можно было назвать Церковью русских белоэмигрантов. С началом Второй Мировой войны административный центр зарубежной Церкви оказался в зоне немецкой оккупации и в 1943 году зарубежники подтвердили курс на конфронтацию с Москвой, не признав избрание нового Патриарха в РПЦ МП, в части церковного аппарата почти полностью подконтрольной советским властям.
После войны судьба большой части пастырей и тысяч прихожан РПЦЗ сложилась трагически. Все страны Европы, кроме княжества Лихтенштейн, выдавали бывших беженцев из России Советскому Союзу, где их тут же отправляли в лагеря.
К 1950 году центральные органы управления РПЦЗ осели в США, где и пребывают до сих пор. Там же сегодня находится большинство приходов (150 из 360) и прихожан, общее число которых, правда, едва превышает 100 тысяч человек. В основном, к РПЦЗ относятся потомки эмигрантов из Советской России, новообращенных из числа местных жителей практически нет. В начале 90-х годов к РПЦЗ перешли несколько десятков российских приходов, недовольных политикой РПЦ МП, что позволило образовать отдельную епархию для Российской Федерации.
Интересно, что зарубежники не были только американской или европейской церковью и во времена СССР. В период советского "застоя" они сумели наладить связи с "катакомбными" христианами на территории СССР. "Катакомбниками" называла себя часть верующих, не признававшие верховенства РПЦ МП. К тому же, РПЦЗ выполняла просветительскую функцию. Изданные ею книги христианского содержания подпольно распространялись в СССР. "Катакомбные" христиане вместе с РПЦЗ представляли собой наиболее деятельную и последовательную часть православной оппозиции советской власти.
При этом РПЦЗ на протяжении всей своей истории не была устойчивой организацией. Различные расколы преследовали ее почти с момента создания. Последний и самый крупный произошел уже в 2001 году. В результате РПЦЗ раскололась на две части, большинство, правда, осталось с митрополитом Лавром, выступающим за интеграцию с Москвой. Недовольные попытками сближения с Московским Патриархатом "зарубежники", для которых советское прошлое РПЦ и нынешние тесные отношения с новой российской властью и спецслужбами являлись неприемлемыми, стали уходить в другие православные Церкви. Так что к объединительному процессу они подошли в несколько редуцированном виде. Кстати, особенно много среди отпавших приходов было как раз российских общин.
Интересный аспект интеграции двух православных деноминаций – его взаимная выгодность. Объединение выгодно РПЦ, потому что приближает ее, традиционно воспринимаемую в мире как Церковь российских территорий, к западной пастве. Для РПЦЗ актуален вопрос сохранения и приумножения числа прихожан. При этом канонические и богословские вопросы существенной проблемы все-таки не представляют. Особенно после канонизации РПЦ МП семьи последнего российского императора Николая II, к которой в РПЦЗ всегда было трепетное отношение ввиду белоэмигрантского прошлого Церкви.
Ныне имперские амбиции снова в почете у значительной части правящей в России "элиты", значит, принятие под крыло прогосударственной Московской Патриархии церковной структуры, более 80 лет олицетворявшей собой "белую идею", удобно и для власти.
Но идиллической картинки объединения или воссоединения, как говорят иерархи, двух православных деноминаций, не получится. Мы не должны обманываться, интегрируются два церковных аппарата, а не Церкви. Это иерархам сейчас выгодно слиться в экстазе, потому что зарубежные приходы – это имидж, деньги, имущество и прямой выход на Запад для РПЦ, а для зарубежников, постепенно, но верно теряющих паству в результате естественной убыли и ассимиляции русских на Западе, вообще единственный путь сохраниться в организационном плане. Что получат обычные прихожане? Разве что право причащаться в церквях друг друга. Это неплохо, но насколько востребовано данное право, неизвестно. Зато ретивые аппаратчики наверняка начнут делить власть, дорвавшись до новых ресурсов. А мы снова получим череду скандалов и разбирательств.
Также теперь, вероятно, стоит ожидать оживления межцерковного диалога РПЦ МП и с другими православными конфессиями. Не секрет, что в РПЦ питают надежды на начало интеграционного процесса, например, с русскими старообрядцами.
Вы можете оставить свои комментарии здесь