"Богоугодное" дело подано широкой и прогрессивной российской общественности как акт взаимного благоволения вице-премьера Дмитрия Медведева (именно он руководит правительственной комиссией, которая утвердила концепцию передачи) и крупнейшей религиозной деноминации РФ – РПЦ Московского Патриархата. Представители других конфессий, за исключением мусульман в нескольких регионах России, не обладают столь значительным общественным, а в период выборов, читай, электоральным, значением.
Впрочем, это далеко не первый реверанс нашей политической "элиты" в сторону Церкви. Еще два года назад был прият законодательный акт о передаче в собственность земли под культовыми сооружениями традиционным российским конфессиям. Но если из земли под церковью прямой выгоды извлечь практически невозможно, то имущество – строения, утварь – представляют собой лакомый кусок для бизнесменов от Церкви. До сих пор приходы и общины жили, в основном, за счет помощи меценатов или не совсем официальных плат за требы (крещение, венчание, отпевание и прочих.). Теперь возможностей для легального заработка станет больше. Как законопроект "о свечных заводиках при церквях" сочетается с идеей бескорыстного служения Богу, большой вопрос.
Благодарная Церковь, конечно же, не забудет благодетеля, и Сергею Иванову с остальными возможными претендентами на пост президента вроде спикера Совета Федерации Миронова или "главного по медведям" Грызлова остается только кусать себе локти – какой пиар-ход упущен! Реклама под брендом Иисуса Христа – это, пожалуй, лучшее, что можно придумать для наших неуклюжих преемников. В современной России институт Церкви – один из немногих социальных институтов, не потерявших еще остатков общественного доверия. Где-то рядом с Богом по уровню доверия обретается и Путин, точнее его светлый образ на телеэкране, но под бренд президента пытаются залезть все кому ни лень.
Поэтому то, что сегодня происходит между Медведевым и Церковью, нельзя назвать контрреформацией или сращиванием государства с РПЦ МП (они уже на закате советской власти прекрасно уживались), это политическая сделка с коммерческим душком.
Властные кланы не просто заигрывают с крупнейшими конфессиями России, один из них открыто предлагает провернуть следующую спецоперацию: "мы вам имущество, землю, деньги, а вы нам – свой электоральный ресурс на выборах". Церковь вместо гневной отповеди или хотя бы вежливого твердого отказа спокойно проглатывает новую инициативу. Еще более утверждая россиян во мнении, что поклоняются они там исключительно одному божеству – имя которому "золотой телец". В данном случае, мы говорим об административной верхушке Церкви, но никак не обо всем священстве или верующих.
У этой истории есть еще одна неприятная сторона. Скандальный закон об НКО конца 2005 года поставил практически все общественные организации под тотальный контроль государства. А теперь религиозные объединения почему-то должны получить преференции. В то время как правозащитные, например, подверглись в 2006 году юридическому остракизму. Заметим при этом, что большинство представителей третьего сектора в России существуют отнюдь не в столь комфортных условиях, как крупнейшие конфессии. За ними не стоит капитал, им не благоприятствуют местные или федеральные власти, а западных доноров – как возможных источников финансирования НКО – отсекли тем же законом 2005 года во время антиоранжевой истерии.
В конечном счете, такие сделки не идут на пользу ни политикам, ни религиозным организациям. Но кто же будет думать о морали в предвыборный год.
Вы можете оставить свои комментарии здесь