В августе 2006 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в ходе проведенной по инициативе министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева инспекторской проверки проекта "Сахалин-2" был выявлен ряд нарушений природоохранного законодательства.
В середине сентября 2006 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в Пресненский районный суд г. Москвы было подано исковое заявление об отмене приказа МПР РФ от 15 июля 2003 г. №600 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков". Поводом к этому послужили материалы, полученные службой от сотрудников Дальневосточного отделения РАН и свидетельствующие о недооценке природных условий острова Сахалин и возможности повреждения или разрушения конструкций проекта, в частности, трубопроводов.
25 сентября 2006 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сергеем Саем был подписан приказ "О проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства на острове Сахалин при реализации проекта комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков".
Согласно документу, с 25 сентября по 20 октября 2006 г. комиссией в составе представителей
- МЧС РФ,
- Федерального агентства водных ресурсов,
- Федерального агентства лесного хозяйства,
- Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
- Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
будет проведена комплексная проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории государственного лесного фонда Сахалина. Комиссией будет проинспектировано состояние водных объектов в местах пересечения с магистральным трубопроводом и проконтролировано соблюдение природоохранного законодательства при строительстве нефтегазового терминала. Особое внимание комиссией будет обращено на соответствие хода работ проектным решениям и рекомендациям, указанным в заключении государственной экологической экспертизы.
По мнению экспертов, результатом работы комиссии может стать предъявление существенных финансовых претензий компании-оператору "Sakhalin Energy". Дело в том, что, согласно опубликованному 25 сентября 2006 г. в СМИ высказыванию заместителя министра экономического развития и торговли РФ Кирилла Андросова, причиной обострения ситуации вокруг проекта стало увеличение затрат до 22 млрд долларов: "Это существенное увеличение, оно повлияет на эффективность доли РФ в проекте. Мы хотим понять обоснованность роста". Представитель Администрации Президента РФ также подтвердил, что основной причиной беспокойства властей является экономическая эффективность проекта.
Действия российской стороны привели к тому, что, по сообщениям японских СМИ, "Mitsui" и "Mitsubishi" начали переговоры о продаже части принадлежащих им долей в проекте ОАО "Газпром" ("Mitsui" выразила готовность передать передать российской компании 3% акций, "Mitsubishi" - 2%). Помимо этого, "Kogas" заявила о поиске альтернативных источников продукции, а "Chubu Electric Power" - о продлении договоров на поставку газа с Индонезией и другими странами (со стороны же "Tokyo Electric Power" и "Tokyo Gas" пока что подобных сообщений не поступало).
По словам представителей "Royal Dutch Shell" и "Sakhalin Energy", "речи о разрыве контрактов [со стороны покупателей] пока нет", так как поставки газа будут осуществляться даже в случае остановки его производства ("придется покупать газ на рынке и перепродавать его по зафиксированной цене"). Ответственность за задержку поставок продукции при таком повороте событий будет возложена на акционеров "Sakhalin Energy", что может послужить причиной обращения компании в арбитражный суд с целью взыскания ущерба с российской стороны (по мнению представителей компании, приостановка проекта на год может обойтись ей в 10 млрд долларов, из которых 5 млрд долларов придется на потерянную выручку, 3 млрд долларов - на консервацию проекта, 2 млрд долларов - на ущерб от невыполнения контрактов).
rian.ru