В 1987 году, еще в патриаршество Пимена, в Синоде утверждался список кандидатов в собор рязанских святых, направленный ныне покойным рязанским архиепископом Симоном. Одно имя в нем оказалось вычеркнуто – князя Олега Рязанского. Члены Синода в детстве явно читали популярные книги про Куликовскую битву и знали, что князь Олег – это предатель общерусского дела, враг Дмитрия Донского и союзник Мамая. И имели основания полагать, что и светские начальники воспитывались на этих же книгах.
Соборы святых по региональному принципу появились в Русской церкви в ХХ веке. Член Синодальной Комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский) несколько лет назад назвал формирование епархиальных соборов святых "полулегальным каналом, по которому имена неканонизованных усопших попадали в справочные аппараты календарей". Канал этот появился не от хорошей жизни. В советское время канонизации были фактически запрещены – исключение составляло лишь прославление святых, объяснявшееся интересами внешней политики – как святителей Николая Японского и Иннокентия Аляскинского. И тогда был найден обходной путь.
Синод утверждал новые праздники – соборы святых различных епархий. Официально подразумевалось, что в эти соборы входили только канонизированные ранее святые – а раз так, то неформальный запрет нарушен не был. На практике же в состав соборов стали включать и святых, и неканонизированных подвижников – по усмотрению правящих архиереев. Владыка Симон особо почитал Олега Рязанского – вот и включил его, опираясь на многовековую традицию почитания этого князя в Рязани.
Включение имени в собор фактически означало канонизацию, хотя и не оформленную согласно принятым в церкви правилам. Однако так полагали не все: архимандрит Дамаскин исходил из того, что "вписывание не прославленных Церковью усопших в списки соборов создавало некую фикцию, будто они были канонизованы; и таким образом, по существу профанировалось одно из благодатных явлений церковной жизни".
Обычно включение в состав соборов мало известных за пределами епархий подвижников проходило без проблем – но в данном случае речь шла о слишком известной и противоречивой фигуре. Поэтому кандидатуру Олега заблокировали. Тем более, что к 1987 году в условиях перестройки новые канонизации разрешили, и шла подготовка к Поместному собору 1988 года, где к лику святых причислили Дмитрия Донского, персона которого вызывала у светских властей только энтузиазм. Позиция церковных деятелей была более сложной, учитывая крайне конфликтные отношения Дмитрия с митрополитом Киприаном – о подобных проблемах Олега ничего не известно (скорее всего, их и не было).
В последующие годы канонизировать Олега никак не удавалось. Хотя в Рязани настаивают на его патриотизме, утверждая, что он в 1380 году был не врагом, а тайным союзником Дмитрия. В церковных лавках продавались иконы князя Олега. У гробницы князя в Солотчинском монастыре молились верующие, от его главы "наблюдалось мироточение и благоухание". Одновременно развивалось и светское почитание. В 2007 году при губернаторе Георгии Шпаке (бывшем командующем ВДВ) в центре Рязани Олегу был установлен конный памятник, который изваял Зураб Церетели. А князя, изображенного на гербе Рязани, давно отождествляют с Олегом.
И вот 16 мая 2023 года Синод решил упорядочить списки местных соборов. Причем было постановлено, что в них "включаются уже прославленные общецерковным чином святые, особо почитаемые в данной местности, и местночтимые святые". То есть все непрославленные подвижники теперь официально относятся к числу местночтимых святых – неопределенность снята.
И в числе тысяч имен, включенных в многочисленные соборы (только в рязанском 122 имени), тихо появился и "Олег, во Святом Крещении Иаков, Рязанский, благоверный князь". Его день памяти как местночтимого святого – 10 (23) июня, в день празднования собора Рязанских святых. А с этого года икона святого Олега, освященная митрополитом Марком, находится в областном военкомате, где явно не сомневаются в патриотизме князя.
! Орфография и стилистика автора сохранены