Западные санкции и ухудшение внешней экономической конъюнктуры достигают своего эффекта: дефицит бюджета России уже по итогам января может составить около 1,8 трлн руб. – больше половины от всего запланированного дефицита на этот год! Рекордный январский дефицит вызван как резким ростом расходов на 70% г/г, так и обрушением нефтегазовых доходов из-за введенного Западом нефтяного эмбарго. И это еще только начало: не вступило в действие эмбарго на российские нефтепродукты, которое станет еще более серьезным ударом по экономике и бюджету, а в ближайшее время Россию еще ждет и существенное ужесточение санкций.
Расходы российского бюджета из-за войны в прошлом году выросли относительно незначительно, учитывая масштабы боевых действий, что создало у многих наблюдателей иллюзию, что Кремль может длительно поддерживать боевые действия относительно небольшой ценой. Однако такая оценка была ошибочной и рост расходов был неизбежен. Гигантские потери дорогостоящей военной техники в прошлом году были обеспечены бюджетными расходами прошлых периодов, включая еще советскую эпоху, т.к. все эта техника была произведена задолго до начала войны, и эти потери не могли найти отражение в прошлогоднем бюджете.
Для дальнейшего поддержания войны России теперь нужно срочно компенсировать потери новым производством, что и требует столь стремительного роста расходов. Требуются они и на содержание существенно увеличившегося количества военнослужащих из-за проведенной мобилизации, размер которой, исходя из различных оценок, мог составить до 800 тыс. чел. вместо официально объявленных 300 тыс. Если Путин все же решится на новое большое наступление, расходы на войну возрастут еще больше, так как неизбежно понадобится проводить новую мобилизацию для компенсации боевых потерь.
Растущий дефицит бюджета неизбежно поставит вопрос о необходимости сокращения его расходов. Поскольку социальные расходы трогать точно не будут, под сокращение попадут расходы, направленные на экономическое развитие и инфраструктуру. Этот процесс начался еще в прошлом году и будет лишь набирать обороты. Такое сокращение больно ударит по экономике, так как именно строительство стало одним из немногих секторов, который позволил удержать российскую экономику от более глубокого спада в прошлом году. Инфраструктурные расходы имеют высокий мультипликатор, в результате их сокращение приведет к гораздо большему сокращению ВВП, чем объем секвестрированных расходов, и вызовет снижение ненефтегазовых доходов бюджета.
Не стоит снимать со счетов и западную санкционную политику. За короткий промежуток времени Запад смог разорвать свои экономические связи с Россией и полностью восстановить функциональность своих экономик без российского сырья. Теперь он может приступить к новому витку ужесточения санкций, который будет сосредоточен на блокировании возможностей обхода уже введенных ограничений. Этот процесс можно наблюдать уже сейчас, на фоне требований США к Турции прекратить обслуживание принадлежащих российским авиакомпаниям самолетов Boeing, а также требовании к Турции и ОАЭ прекратить помощь России в обходе других ограничений. Ожидающийся десятый пакет санкций от ЕС вероятно будет включать большой перечень вторичных санкций против тех, кто помогает России в обходе санкционного режима. Вероятны и новые санкции, например в отношении российского ядерного сектора и экспорта алмазов. В результате десятый пакет может иметь эффект одновременного принятия всех девяти предыдущих пакетов.
Таким образом, оценки некоторых аналитиков, включая оценку МВФ, что российская экономика вырастет в 2023 г., абсолютно безосновательны. При этом военные расходы не смогут обеспечить экономический рост, т.к. их экономический мультипликатор стремится к нулю. Российская экономика не сможет расти, пока будет продолжаться война, а падение ВВП в 2023 г. неизбежно превысит прошлогоднее.
Попытка перевести экономику на военные рельсы не позволит улучшить ситуацию, а наоборот, очень быстро приведет к экономическому коллапсу: современная рыночная экономика устроена значительно сложнее, чем советская времен Великой Отечественной Войны, перевод ее на военные рельсы означает отмену действия всех ее внутренних механизмов функционирования, что приведет ее к стремительному разрушению. Не поможет и печатание денег – это в принципе тупиковый путь, неминуемо заканчивающийся гиперинфляцией, девальвацией валюты и экономическим крахом.
Экономические возможности России поддерживать войну ограничены едва ли не больше, чем военные. Любой учебник по экономике начинается с главы о том, что экономические ресурсы всегда ограничены. И Россия точно не сделала научного открытия в экономической науке и неизбежно столкнется с исчерпанием своих ресурсов, как экономических, так и военных. Противостояние России с половиной мирового ВВП, оказывающего военную, экономическую и гуманитарную помощь Украине, бесперспективно по определению, т.к. поддержка Украины обходится ее союзникам совокупно в десятые, если не сотые, доли их совокупного ВВП, в то время как Россия одна несет все свои расходы, связанные с войной и санкциями.
России в прошлом году помогли чрезвычайно благоприятные внешние условия, благодаря которым она и смогла поддерживать военную агрессию, а не потому, что она обладает каким-то действительно большим внутренним запасом ресурсов. Однако в этом году эти условия станут и уже стали на порядок хуже. Время играет против России и Запад это прекрасно понимает, поэтому расчеты Кремля на то, что Запад устанет от длительного противостояния с Россией наивны и ошибочны.
! Орфография и стилистика автора сохранены