Вот сегодня святейший ритор поведал, что "никогда не обагрялась кровью якутская земля потому что совесть была православная".
В реальной истории, о которой не рассказывают в российских школах, война в Якутии растянулась на 10 лет.
В 1630 году из Енисейска на Лену был отправлен енисейский атаман Иван Галкин. С отрядом из 30 человек он следовал по маршруту Бугра на Лену. По дороге казаки силой привели в подданство 5 князцов и собрали ясак. Далее Галкин двинулся вниз по течению и достиг Алдана, где пограбил местные роды. На обратном пути на отряд напали отряды Тыгына и Бойдона, но казаки смогли от них отбиться. Вернувшись в Енисейск, атаман сообщил, что якуты "скотны и людны и доспешны, и воисты и не хотели государеву ясаку дать.. Да тех же, государь, якольских людей князец Тыгнина, да князец Бойдон живут по реке Лене и с нами, холопьями твоими, дрались по вся дни и твоего государева ясака нам не дали и нас, государь, холопей твоих, не хотели из своей земли выпускать". В 1632 году в Дюпсинском улусе якуты "...збежались в один улус и поделали острожки и сели в острожках". Бекетов и его казаки "...учали к острожкам приступати, ...один острожек взяли и в том острожке лутчих людей 20 человек, и иные острожки взятьём взять не могли, и зажгли со всеми якутскими людьми... "А в тех острожках было якуцких людей 87 человек, спаслись только три бабы". Бекетов добрым словом и "огняным боем" он убеждал якутов признать власть царя.. Галкин с 12 служилыми людьми нежданно прибыл в Ленский острог 21 сентября 1633 года и напал на баксинский улус. Баксинцы "дрались долгое время", но казакам удалось "побить и порубить" часть из них, а другую пленить. 5 января 1634 года атаман с казаками и охотниками из промышленных и торговых людей выступил в поход. На конях они пересекли замёрзшую Лену и натолкнулись на якутские разъезды. Галкин впоследствии докладывал: "Они люди конные – и везде у них, куды не пойдём, караулы крепкие, а малыми, государь, людьми тое земли отнюдь умирять немощно". В середине 1636 года четыре сотни кангаласов и более 600 якутов подступили к Ленскому острожку. В этот раз они попытались взять острожек приступом, но Галкин со своими людьми "в осаде в острожке сидели накрепко и в острожку с ними бились". Галкин перехватил инициативу и двинулся вслед. Во время похода он осадил острожки мятежных тойонов, "сделанные в две стены" и захватил часть их на третий день осады. Камых успешно отбил атаку казаков, которые, не желая терять людей, сожгли его укрепление. После того, как тойон и его воины сгорели заживо, большая часть якутских тойонов во главе с "тыгыновичами" признали власть русского царя и согласились платить ясак" (Царьков О. Е. Очерки истории Саха. Московская конкиста и политика тойонов// CONCORDE, 2022, N 3.)
"Долгие годы присоединение Сибири и Дальнего Востока к России являлось для советских историков довольно скользкой темой. В новых работах исчезает слово завоевание. Его заменяют более нейтральным — присоединение. Но очень скоро слово присоединениеперестает отвечать новым требованиям изменившейся политической конъюнктуры. К нему снова и снова подыскивают более благозвучные синонимы: включение, вхождение, освоениеи т.п. С конца 1940-х годов стремление подчеркнуть мирный характер сибирской одиссеи Российского государства становится особенно заметным. Однако это противоречило документальной базе. Отписки, скаски русских землепроходцев, донесения воевод, дьяков, челобитные, многие другие документы, опубликованные в предшествующие годы, рисовали совсем иную картину. Они буквально пестрят сообщениями о военных стычках казаков с аборигенами".
Тураев В. А. О характере купюр в публикациях документов русских землепроходцев XVII в. // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII — XIX вв. (Историко-археологические исследования). Владивосток, 1995, т. 2, сс. 154-169).
"В целях укрепления дружбы народов историками стало подчеркиваться то, что присвоение сибирских территорий к Московскому царству было добровольным. Поэтому стало целесообразней применять термин "Присоединение" включая в себя, как и добровольное вхождение, так и завоевание. Именно термин "присоединение" предложил В. И. Шунков в 1960-ых годах, он подчеркивал, что "факты добровольного вхождения пока что установлены лишь по отношению к отдельным народностям" и что "отрицать наличие в этом процессе элементов прямого завоевания, сопровождавшегося грубым насилием, значит игнорировать факты". К признанию концепции завоевания стал, видимо, склоняться и такой известный исследователь-сибиревед как Б. П. Полевой. В 1-м томе "Истории Русской Америки" он в отношении присоединения всей Сибири использовал термин "завоевание" и призвал историков освободиться наконец-то от созданного в отечественной историографии "странного культа" Е. П. Хабарова и мифологизации русского продвижения на Амур, восстановив историческую правду об амурском походе и лично самом Хабарове, действия которого, возможно, принесли больше вреда, нежели пользы русским интересам в Приамурье.
В 1628 енисейский воевода Шаховский отправляет в Якутию для покорения и сбора ясака отряд во главе с Галкиным, который отмечает, что места эти "скотны и людны и доспешны и воисты и не хотели государева ясаку дать", но "Бог пособил их побить и жены их и дети в полон взяты".
В сентябре 1632 года сотником Бекетовым заложен Ленский острог, именно с этого места начинается современный город Якутск. В 1633 году Бекетов сменяется уже знакомым нам Галкиным, который ведет непрерывные войны с местным населением, но, обложив их селения или беря заложников, русские казаки добиваются выкупа, то есть ясака. Понимая безуспешность войны с русскими колонизаторами, якутские племена делают первые попытки объединиться". В 1636 г. отряд Галкина осадил крепость канголосцев, и снял осаду, после того как те обещали платить ясак и признавали себя подданными Московского государства.
Сопротивление оказывали не только Якутские племена, но даже миролюбивые тунгусы" (Крекер В. Колонизация Сибири Московским Царством).
! Орфография и стилистика автора сохранены