Не вижу никакого кризиса демократии или капитализма. Вижу кризис идентичности.
Субъектом демократического сообщества, как и субъектом капиталистической экономики может быть только европеец. Не в смысле этнических корней или места рождения-проживания, конечно, а европеец как носитель менталитета, позволяющего вступать в отношения такого характера, из которых возникают демократия и капитализм. Этот менталитет строился на поступательном отказе от любого рода коллективных идентичностей в пользу признания самоценности исключительно индивида-субъекта. Человека.
В этой парадигме "общественное благо" и "общественная польза" возникают только как результат признания "блага" и "пользы" каждым, добровольно входящим в сообщество, и согласным на этом основании вносить свой вклад в их осуществление. Только в тех случаях, когда несогласный объективно не может быть исключён из пользования "общественным благом", он, оставаясь членом сообщества, подчиняется воле согласного большинства. Но пользование общим благом тогда не может быть фигурой речи - оно конкретно выражается в физическом действии, например, как хождение по общей дороге или проезд по мосту. Такой "общей пользы", которой принужденный к ней член сообщества в упор не видит и не ощущает, не существует.
Вы скажете: но так никогда не было в реальности! Всегда и везде существовало принуждение и подчинение, согласия на которые у каждого обывателя никто не спрашивал. Да, в реальности декларируемые принципы никогда и нигде не соблюдаются на сто процентов. Не было в истории такого "золотого века" и оазиса благополучия, где, например, декларируемые права человека соблюдались бы для всех и каждого в полном объёме. Но зато всегда была огромная разница между сообществами, где они декларировались как принципиальная основа отношений, и сообществами, построенными на принципах коллективизма.
Кризис идентичности в том и состоит, что пересматриваются основополагающие принципы.
Идея подчинения индивида эфемерной "общественной пользе" и идея "прав меньшинств", подменяющая права человека "правами" коллективных идентичностей, уничтожают европейскую идентичность. А вместе с ней - и капитализм, и демократию.
Это - цивилизационный переход пост-европейского мира в другое качество.
! Орфография и стилистика автора сохранены