Привлечение внимания к различиям в реакции иранских и российских властей на сбитие подчиненными ими вооруженными силами пасажирских самолетов вызвало странную реакцию у некоторых комментаторов. Из этого факта они почему-то сделали вывод, что привлечение внимания к такому различию якобы "оправдывает" режим аятолл. Естественно, ничего подобного из разной реакции иранских и российских властей на массовые убийства невинных людей не следует. Просто следует различать тип политического режима (свободный, полусвободный, несвободный) и характер поведения руководителей государства в случаях, когда подчиненные им военнослужащие виновны в массовом убийстве невинных граждан (собственных или иностранных).
Есть немало причин, по которым руководство жесткого авторитарного режима в Иране предпочло – после трех дней отпирательств – все же признать свою ответственность за сбитие украинского Боинга, а руководство жесткого авторитарного режима в России – и после почти шести лет отпирательств – предпочитает по-прежнему отказываться от своей ответственности за сбитие малайзийского Боинга.
Но как бы то ни было, Тегеран признал свою ответственность, а Москва – нет.
Признание ответственности за сбитие пассажирского самолета (наряду с официальными извинениями от главы государства и выплатой компенсаций родственникам погибших) – это одна из важнейших характеристик ответственного поведения того или иного государства в современных международных отношениях.
Безусловно, лучше всего не сбивать пассажирские самолеты.
Но если трагедия все-таки уже произошла (отдельный вопрос – по ошибке или по умыслу), то безусловной обязанностью политического руководства, военнослужащие которого совершили массовое убийство невинных людей (самостоятельно или по приказу свыше), является сотрудничество (признание ответственности, извинения, компенсации) с родственниками погибших и с государственными органами тех стран, граждане которых были таким образом убиты.
Это показатель базовой политической ответственности и государственной зрелости руководства той или иной страны.
Некоторое представление о состоянии такой ответственности и уровне такой зрелости дает анализ актов воздушного терроризма в части атак против пассажирских самолетов в 1938-2020 гг.
Таблица 1. Атаки против пассажирских самолетов, 1938-2020
Источниками данных этой таблицы являются:
List of airliner shootdown incidents
Список сбитых гражданских воздушных судов
Из 43 случаев, приведенных в таблице 1, в 7 случаях причины атак (ошибка или умысел) не были установлены. Соответственно и авторство и ответственность за эти атаки также не были определены. Всего в результате этих 7 атак погиб 281 человек.
Из 36 оставшихся случаев в 8 случаях причины атак на пассажирские самолеты оказались (были объявлены, считаются) ошибками. В 7 случаях из этих 8 ответственность была признана стороной, совершившей атаку. В результате этих 8 атак погибло 648 человек.
Таблица 2. Атаки против пассажирских самолетов, признанные (считающиеся) ошибками
Сторона, ответственная за атаку | Годы | Число атак | Число жертв | Использованное оружие | Признание ответственности (ПО), извинения (И), компенсации (К) |
КНР | 1954 | 1 | 10 | ВВС | ПО, И, К, 3 дня спустя |
СССР | 1962 | 1 | 84 | ПЗРК | Нет |
Фронт Полисарио | 1985, 1988 | 2 | 8 | ПЗРК | ПО |
США | 1988 | 1 | 290 | ВМС | ПО, И, К, 2 дня спустя |
Перу/США | 2001 | 1 | 2 | ВВС | ПО, И, К |
Украина/Россия | 2001 | 1 | 78 | ПЗРК | Украина: ПО, И, К; Россия – нет |
Иран | 2020 | 1 | 176 | ПЗРК | ПО, И |
Всего | 8 | 648 | 7 – ПО; 1 – Нет |
Единственный случай ошибочной атаки (если это была ошибка), не признанный атаковавшей стороной, это сбитие Ту-104 в Красноярском крае 30 июня 1962 года советскими военными, в результате чего погибли 84 человека.
Кроме того, Россия не признала свою ответственность за уничтожение самолета "Сибирских авиалиний" в 2001 г., погибшего в результате запуска ракет, производившегося Россией совместно с Украиной (Украина признала, принесла извинения, выплатила компенсации).
В 28 случаях сбитие пассажирских самолетов было осуществлено умышленно. Всего в них погибло 1354 человека.
Таблица 3. Умышленные атаки против пассажирских самолетов, 1938-2020
Сторона, ответственная за атаку | Годы | Число атак | Число жертв | Использованное оружие | Признание ответственности (ПО), извинения (И), компенсации (К) |
Государства | |||||
Япония | 1938-1940 | 3 | 27 | ВВС | Нет |
Германия | 1943 | 2 | 30 | ВВС | Нет |
Болгария | 1955 | 1 | 58 | ВВС | ПО, И, К |
Израиль | 1973 | 1 | 108 | ВВС | ПО, И |
Азербайджан | 1992 | 2 | 0 | ВВС | ПО |
Куба | 1996 | 2 | 4 | ВВС | ПО |
СССР и Россия | 1940-2014 | 5 | 582 | ВВС, ПЗРК | 2 – ПО; 3 – Нет |
Всего | 1938-2014 | 16 | 809 | ВВС, ПЗРК | 8 – ПО; 8 – Нет |
Повстанцы, партизаны, сепаратисты, непризнанные государства | |||||
Сепаратисты Катанги | 1961 | 1 | 16 | ВВС | Нет |
ЗАПУ Дж.Нкомо | 1978-1979 | 2 | 107 | ПЗРК | ПО, И / Нет |
Унита | 1983 | 1 | 130 | ПЗРК | Нет |
Карабахские повстанцы | 1992 | 1 | 44 | ПЗРК | ПО |
Абхазские сепаратисты | 1993 | 3 | 130 | ПЗРК, Град | ПО |
Повстанцы хуту | 1994 | 1 | 12 | ПЗРК | Нет |
Тамильские повстанцы | 1998 | 1 | 55 | ПЗРК | Нет |
Иракские исламисты | 2007 | 1 | 34 | ПЗРК | ПО |
Сомалийские исламисты | 2007 | 1 | 11 | ПЗРК | ПО |
Всего | 1961-2007 | 12 | 545 | ПЗРК, Град | 7 – ПО; 5 – Нет |
Всего | 1938-2014 | 28 | 1354 | ВВС, ПЗРК, Град | 15 – ПО; 13 – Нет |
Из 28 умышленных атак против пассажирских самолетов 16 были совершены признанными государствами, а 12 – повстанцами, партизанами, сепаратистами, непризнанными государствами.
Из 12 атак, совершенных повстанцами, в 7 случаях сторона, совершившая атаку, признавала свою ответственность (в одном случае даже были принесены извинения), в 5 случаях – нет.
Из 16 атак, совершенных признанными государствами, свою ответственность за сбитие пассажирских самолетов признавали все государства независимо от их социально-политического строя и уровня демократии в них за исключением трех государств.
Свою ответственность не признавали только:
- милитаристская Япония (до и во время Второй мировой войны),
- гитлеровская Германия (во время Второй мировой войны),
- СССР и его правопреемник Россия (во время Второй мировой войны и после нее).
Точности ради следует заметить, что руководство СССР все же признало две атаки (из пяти) своих ВВС на пассажирские самолеты:
- 20 апреля 1978 г. на южнокорейский Боинг около Мурманска (рейс KAL 902),
- 1 сентября 1983 г. на южнокорейский Боинг около Сахалина (рейс KAL 007).
Правда, в первом случае это произошло только после того, как пилоты смогли посадить машину на лед замерзшего озера и спасти почти всех находившихся на борту. Советское руководство не принесло извинений пострадавшим и не стало выплачивать компенсации семьям погибших, раненым пассажирам и авиакомпании за поврежденный, а затем захваченный самолет; вместо этого оно предъявило счет "за оказание услуг пассажирам и экипажу" в размере 100 тыс.дол. США.
Во втором случае признание ответственности и принесение извинений произошло 7 с лишним лет спустя после катастрофы, в декабре 1990 года, когда президент Республики Корея Ро Де У прибыл в Москву с официальным визитом, а М.Горбачеву необходимо было договориться с ним о предоставлении СССР крупного кредита.
Таким образом, после Второй мировой войны свою ответственность за сбитие пассажирских самолетов суверенные государства признавали во всех случаях (независимо от того, произошло ли это в результате ошибки или умышленно, и независимо от типа их политического режима – и свободные, и полусвободные и несвободные): и США, и Израиль, и Перу, и КНР, и Болгария, и Азербайджан, и Украина, и Иран.
Единственным суверенным государством в мире, в настоящее время отказывающимся признавать свою ответственность за сбитие пассажирских самолетов, является Россия – и как правопреемник СССР и как сторона, непосредственно ответственная за массовую гибель невинных людей. Такое поведение среди суверенных государств в современном мире действительно является абсолютной девиацией.
Удельный вес СССР и России в общей численности умышленных атак на пассажирские самолеты среди признанных государств – 31,3%(5 из 16), в общей численности погибших в их результате людей – 71,9% (582 из 809).
В 19 из 36 случаев всех атак на пассажирские самолеты (по ошибке или умышленно) террористы использовали советское или российское оружие (52,8% от всех случаев).
Если учесть все атаки на пассажирские самолеты, в ходе которых применялось советское и российское оружие (самолеты, ПЗРК, Грады), то независимо от того, кто именно использовал это оружие – суверенные государства или непризнанные повстанцы, происходило ли это по ошибке или с умыслом, была ли затем признана ответственность за эти атаки или нет, то удельный вес всех погибших от советского и российского оружия в общем числе погибших в результате воздушного терроризма в 1938-2020 гг. составляет 70,4% (1409 из 2002 человек).
! Орфография и стилистика автора сохранены