Чем громче раскручивается скандал с посадкой под домашний арест лояльного кремлю Серебренникова (теперь уже с привлечением зарубежных звёзд и правительств, список которых будет, безусловно, расти), тем вероятней кажется догадка, что мы наблюдаем лишь первый акт политического спектакля.
Абсурдность и (прямо скажем) глупость наезда на среду "доверенной" и лояльной путинской интеллигенции практически в начале избирательной кампании Путина (да ещё в кризисной ситуации, когда явка является большой проблемой и заботой кремлёвской администрации) - поражала с самого начала.
Вместо активного привлечения "звёзд" к делу мобилизации путинского охлоса - мы видим дезорганизующий удар по системным либералам (опоре режима), которых буквально вынуждают к цеховой солидарности и выражению бурных чувств (от растерянности до паники и недовольства).
Серебренников - собирательный образ этой среды, с которым ассоциирует себя большинство лояльных "деятелей" искусства, - так что вопросы типа: "кому это надо?", "они совсем с ума сошли?" и "кто подставляет Путина на старте его кампании?" - имеют свой резон.
Версии о том, что Кириенко сошёл с ума (вариант: вступил в тайный сговор с Навальным, выслуживаясь перед новой властью) или (любимый тезис либеральных аналитиков) о том, что режим задаёт новые правила игры ("всем - лежать, бояться!"), либо что в войне башен кремля силовики "доедают" либералов, - не кажутся убедительными.
По простой причине. Очевидно, что арест и само "дело" согласованы с Путиным и что атака силовиков является частью шахматной партии самого верховного "комбинатора". И если "выстрел в ногу" (в самую лояльную из них) всё же состоялся, - следует, скорее, вместо криков "дураки!" и "идиоты!" - ждать развития шахматной партии.
А она может быть довольно неожиданной (хоть и примитивной - в рамках известных чекистских "разводок").
Разумеется, приятно думать, что кремлёвские стратеги - полнейшие дебилы, считающие устрашение и кнут лучшим языком общения с интеллигенцией, а также идеальным способом вовлечения творческой элиты в новую избирательную кампанию патрона.
Но я предвижу другой сценарий.
Называя "дураками" силовиков в "деле" режиссёра, Путин заранее просчитывал реакцию театральной среды (письма-протесты-петиции, панику-доверенных-лиц), и именно поэтому выбор пал на "громкую" фигуру с репутацией и связями. Шок и скандал - часть общего плана, в котором "лидер на белом коне" (спаситель творческой интеллигенции от дурного диктата опричников) - заранее заданная роль кандидата в президенты.
Начало президентской кампании (с которой справедливо связали громкий арест) основано не столько на страхе, сколько на банальной комбинации "доброго - злого" следователей, комбинации кнута и пряника. Кнут в этом спектакле - герой первого акта, а пряник - второго.
Любимая роль арбитра и "народного заступника", столь милая стареющему диктатору, будет успешно разыграна не только перед массовкой с "уралвагонзавода", но и перед "чистой" публикой с "Винзавода". Не сомневаюсь, что с той же мерой эффективности.
Верховный окрик "сатрапам" и падение кандалов со счастливого узника (в данном случае - ножного браслета) безумно осчастливит лояльную публику, обеспечит взрывной рост рейтинга и новый наплыв "доверенных лиц" в ряды агитаторов проблемного режима.
Страшно представить, с каким торжествующим гиканьем Калягины-Хазановы-Хаматовы-Мироновы-Говорухины кинутся рассказывать (изнурённым от кризиса) массам о победе гражданского общества над злодеями-"силовиками" во главе с "национальным лидером". Под серию шумных тостов:
"Но за кого, о други, угадайте... Ура, наш царь! Так выпьем за царя..!"
В принципе, метод апелляции "отца народов" напрямую к массам, поверх "боярских, ненавистных" голов - древнейший приём, который давно стал частью путинского инструментария.
На роль "собак-опричников" традиционно назначены "силовики", преодолевая козни которых "дорогой Владимир Владимирович" обретет в итоге новую и яркую легитимность в глазах (и без того) лояльной среды, подстегнуть которую (припугнуть её) в шаткие годы кризиса - всё же не помешает.
Так или иначе, ясно одно: до "выборов" 2018 года Кирилл Серебренников выйдет на свободу. С помпой будет возвращён любящим зрителям, коллегам и мировой общественности, а аншлаги его новых постановок (обогащённых опытом судебного узилища) побьют все рекорды популярности. (За судьбу "Нуреева" в "Большом" можно больше не переживать).
Возможно, сядут фигуранты попроще, зато мотивация "театрального" электората бежать к урнам, повышая явку и рейтинг "царя-освободителя" только укрепится.
Если напрячь фантазию, то легко себе представить и новую постановку по книге Суркова ("Околосуда", например, или "Сон в летнюю ночь") - в благодарность другу за свободу.
Что касается "творческой интеллигенции", то за порванную нервную систему, "шок и трепет" доверенных лиц можно не слишком волноваться. Это люди со стальными нервами.
И если до сих пор они не травмированы войной, оккупацией, тысячами жертв Донбасса и сбитого Боинга, - то и недолгий браслет на ноге любимого художника они как-нибудь переживут.
Любопытно будет вернуться потом к их текстам и призывам: "перестать (наконец-то!) поддерживать...", "не получать наград...", "агитировать за падение рейтинга..." и перестать "жать руку президенту".
Забавно будет вспомнить - и смешно. До слёз.
! Орфография и стилистика автора сохранены