А вот это уже совсем интересно.
ИГИЛ и Талибан объявили друг другу джихад
Прежде, чем переходить к делу, скажу, что я не специалист в вопросах исламской теологии и истории региона. Мои познания основаны на нескольких прочитанных книгах, посвященных движению Талибан, относительно подробных, хотя и изрядно подзабытых знаниях о ЧРИ, и на общедоступной информации о наркотрафике, исламистских структурах и т.д.
Возможно, читателю поможет эта небольшая заметка.
Талибан многие считают движением, которое является частью не то Аль-Каиды, не то ИГИЛ, не то какого-то другого глобального исламистского "государства". В действительности, Талибан временами сотрудничал с Аль-Каидой, но талибы зачастую упрекали алькаидовцев в поверхностности и отсутствии фундаментальных убеждений; кроме того, талибы конфликтовали с Аль-Каидой по целому ряду вопросов, касавшихся места Афганистана в исламском мире, теологии, стратегии и тактики ведения войны.
Афганский Талибан, в отличие от исламистских глобальных структур, движение глубоко националистическое. Талибы отчасти похожи на чеченцев позднеичкерийского периода* (хотя афганцы безусловно радикальнее), когда борьба за национальную независимость начала уступать место "войне за веру", но "имарат" еще не был объявлен, а значительное число боевиков исповедовали смесь из исламских взглядов и местных верований.
Говоря о талибах, нельзя забывать, что прежде всего они пуштуны. Их фундаментализм основан не столько на идеологии "чистого ислама" в стиле Аль-Каиды, сколько на пуштунском национализме, этнических племенных кодексах и исламской "надстройке". Талибан продвигал прежде всего "пуштунский вопрос" и, кажется, играл на руку пакистанской разведке (которая серьезно приложила руку к созданию движения), а глобальным вненациональным исламистским организациям это мешало.
Талибан действительно вяло претендовал на роль "исламского полюса", мулла Омар был провозглашен повелителем правоверных, талибы пытались финансово подняться на героине (рассказы о том, что они уничтожили его производство — это всего лишь байки; они временно приостановили производство, потому, что до этого устроили перепроизводство и обрушили мировые цены). Однако превратиться в исламский центр у них не получилось; тот же пакистанский Талибан был гораздо активнее и продвинутее в смысле технической оснащенности и четкости структуры. В то время, как в Афганистане мулла Омар раздавал "губернаторам" и полевым командирам доллары из сундука вручную, пакистанские талибы создали хорошо оснащенную четкую организацию. Именно территории ПТ (непризнанное государство Вазиристан) стали со временем реальной "землей талибов", когда началось вторжение в Афганистан.
После того, как "исламистский проект" эволюционировал в ИГ, произошло закономерное. Руководство ИГ, которому глубоко безразличны национальные игры пуштунов, часть которого вдобавок недолюбливало талибов еще с нулевых, заявило, что мулла Омар — неграмотный полевой командир, который не может управлять, и объявило о создании эмирата Хорасан, в состав которого вошли Афганистан, Пакистан, Индия и Бангладеш. Главой этого эмирата поставили одного из лидеров пакистанского Талибана — Хафиза Саида Хана.
===========
И еще одно важное сообщение — сегодня был убит глава непризнанного государства "Имарат Кавказ" Али Абу Мухаммад. Об этом официально сообщил Кавказ-Центр.
Любопытно, что теперь будет с Кавказом. Ичкерия и Талибан в свое время нашли общий язык на почве национализма и "этноислама". Они признали друг друга дипломатически, талибы объявили чеченский джихад легитимным и отправили деньги и ПЗРК в Ичкерию. Будет ли ИГ обращать внимание на Кавказ, и если да, то какие потрясения будут ждать регион?
————————-
*Национализм ичкерийской культуры, например, хорошо виден в творчестве Муцураева. В его песнях упомянута масса значительных фигур чеченской "сопротивленческой" истории — Байсангур, имам Шамиль, шейх Мансур, Дудаев, Басаев, Гелаев, Радуев, Хачукаев — но нет никого из арабов, роль которых в истории Ичкерии была чрезвычайно велика.
! Орфография и стилистика автора сохранены