Не знаю, когда это началось. Но не вчера, не несколько дней назад, когда многие россияне, а за ними и официальные рупоры власти, массово демонстрируя классический "стокгольмский синдром", невольно ставили на одну доску террористов и парижских карикатуристов своим "самивиноваты"…
А может, это началось несколько лет назад, когда, после пожара в клубе "Хромая лошадь" и гибели более сотни человек, нашлось много тех, кто утверждал, что они тоже это заслужили, ибо по клубам ходят одни "наркоманы и проститутки, а не приличные люди".
А может, это началось еще раньше, когда не полагаясь на защиту государства, люди подсознательно приняли как аксиому, что нет никакого закона, кроме права сильного?
Не знаю.
Но на сегодняшний день все это смешалось в адскую кашу из "братания" с исламскими фундаменталистами, православия, оскорбленных чувств верующих, великой миссии и духовности.
Не хочется снова писать о том, что шариковая ручка и "Калашников" - несопоставимые вещи, а светское государство, в котором руководствуются не статьями Конституции , а "оскорбленными чувствами", носителям которых позволено всё – нонсенс.
Что лукавить – никто в России не выходил на массовые митинги, когда в США расстреливали чернокожих подростков; теракты в Ливии, Нигерии воспринимаются как фоновые новости и сухая статистика. Почему же тогда, когда речь идет о французских журналистах, то уровень сочувствия к ним должен измеряться тем, насколько Европа готова была провозгласить "je suis Odessa"?
А сколько возмущенных тем, что карикатуристы рисовали на религиозные темы? Многие уже забыли, а большинство просто не знает, какие атеистические карикатуры публиковали в советское время? Почему же те, кто был атеистом, а сейчас стал "истинно верующим", так легко оскорбляется и требует сатисфакции? Да и "истинно" ли "верующим"? По данным СМИ, в рождественских богослужениях участвовали менее 2% граждан России… Не говоря уже о том, что цинично рассуждать, кто более достоин смерти - совсем не по-христиански.
.… Знаете, как последнее время переходят дорогу многие пешеходы? Ну, те последние несколько лет, когда пешеходу внушили, что он всегда и во всем прав, а ПДД -только для водителей? Я имею стаж вождения более 20 лет, и мне это очень бросается в глаза. Пешеход идет гордо, медленно, не поворачивая головы, с полной уверенностью, что ему все должны . Часто подобное необдуманное и противоречащее ПДД поведение приводит к плачевным последствиям.
Когда я слышу про нашу исключительную духовность, солидарность и миссию, я вспоминаю тех пешеходов – самодовольных, уверенных в своей правоте, плюющих на правила и остальных участников "движения" – как аллегорию "выращенного" на данный момент в России общества. Каждый сам за себя, каждый –в полной уверенности, что есть люди разных сортов, и ты всегда – сорта первого, каждый – носитель духовности, и готовый в любой момент доказать, что его религия- самая мирная и человеколюбивая – если надо – даже кровью.
Жертва не вызывает жалости, а рассматривается в первую очередь как провокатор – конечно, почему не сидела тихо, почему осмелилась что-то вякать? Так ей и надо. С точки зрения социальной психологии, обвинение жертвы — это последствие веры в справедливый мир. Для верящего в справедливый мир человека невыносима мысль о том, что несчастье может произойти с кем-либо случайно. Как показал первооткрыватель феномена веры в справедливый мир Мелвин Лернер, чтобы избежать признания ошибочности своих представлений о справедливом устройстве мира, люди реинтерпретируют несправедливое событие, связывая его с поведением или свойствами жертвы, и тем самым одновременно обвиняют и принижают её. А в 1947 году немецкий философ и социолог Теодор Адорно описал явление, которое позже было названо обвинением жертвы, как "одно из самых пагубных свойств фашистского характера". Немногим позже Адорно и его коллеги по исследовательской группе разработали свою знаменитую F-шкалу (где F означает "фашизм"), которая включала среди прочих фашистских черт "презрение ко всему дискриминируемому или слабому". После Адорно некоторые другие авторы также относили обвинение жертвы к типичным фашистским чертам.
Для тоталитарного сознания обвинение жертвы логично и понятно. Только мы, хвалясь тем, что Россия – демократическая страна, абсолютно не хотим порывать с прошлым. Нельзя усидеть на двух стульях , нельзя одновременно сочувствовать жертве и обвинять ее, нельзя одновременно понимать террористов и осуждать их. Откуда этот инфантилизм: "а они-то ...", " а почему мы должны им сопереживать, а они - не должны"? Мы должны хотя бы потому, что постоянно кричим на всех уровнях о том, что мы не такие, как они, что их "ценности" нам чужды.
Может, нам следует в первую очередь понять себя и честно посмотреть на себя – без розовых очков телепропаганды? Это же просто. Так же просто, как повернуть голову налево, когда ты переходишь дорогу по "зебре"…
! Орфография и стилистика автора сохранены