Вышел у меня жаркий спор по поводу того: содержит ли "выражение "колорадский ватник" расовый антирусский смысл.

Я возражал, что это не национальная, а цивилизационная (социокультурная) вражда. Как у заносчивых эллинов к варварам - к семитам-левантийцам, представляющимся такой-то сын (бар) такого-то.

Есть замечательная работа Владимира Паперного "Культура-2" http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/papern/index.php

Так вот, согласно ей ватник - это один из ключевых атрибутов низовой народной культуры, универсальный символ отрицания гламура, любой моды, триумф скромной уравнительной бедности, спокойной жизни в глубинке.

Георгиевские цвета (выражение "колорадские жуки" про любителей этой гаммы пустил ядовитый Невзоров) - это сегодня объединяющий знак тех, для кого 9 мая 1945 года - символ исторического единства и принадлежности к советской цивилизации.

Поэтому "колорадский ватник" - это живой носитель идеи советской и обязательно русифицированной общности, который выступает за всеобщее равенство в честной бедности.  Очень четкий культурологический маркер сталиниста и антизападника.

Проблема Донбасса в том, что стал лимитрофом - промежуточной зоной между цивилизациями - Европейской "материнской" и Русской "дочерней".

Почти век назад после 1918 года, функции такого лимитрофа между Русской и Европейской цивилизациями выполняли страны Балтии, включая Финляндию, Бессарабия и Восточная Польша, в общем, все потеренное империей.  Постепенно зона лимитрофа сужалась за счет европеизации Балтии, западной (католической) Белоруссии и части Украины, включая Киев.

Сейчас лимитроф стал совсем узким, превратившись в территорию "Новороссии".  У живущих в нем, как правило, размыта национально-культурная идентичность, население этнически метисизировано, и обыденным языком общения является суржик.

В результате возникла своеобразная локальная идентичность, превалирующая над государственной. В условиях принудительного размежевания между самобытной путинской Россией и национальной европеизирующейся Украиной возникло уникальная ситуация, когда выбор национально-гражданской идентичности происходит преимуществено из политико-идеологических соображений. Кому нравится Путин и мечта о возрождении СССР - те считают себя русскими. Те, кому нравится украинская революция - выбрали Киев.

Если абстрагироваться от индустриального характера Донбасса, напоминающего обилием шахт и заводов такие извечные "яблоки раздора" между немцами и французами, как спорные провинции Лотарингия, Эльзас и Саар, то  Аналогом Донбасса может быть Савойя.

С одной стороны, этническое итальянское население распространено было аж до самой Ниццы.

С другой стороны, при римлянах Галлией считалось и часть северной Италии (долина По). Вот Савойя и переходила несколько раз от Франции к государствам на севере Италии и обратно. Условность границы, рассекающей соседние дома близких родственников гениально показана в комедии "Закон есть закон".
Вот в Южном Тироли, где граничат исторически конфликтующие итальянцы и немцы (австрийцы) такого нет, там все четко.

Последний раз Савойя стала французской, когда "пошла в уплату" за вооруженную помощь Наполеона III королевству Пьемонт в его войне с Австрией.

Можно представить себе, что воспользовавшись поражением Франции от Пруссии и смутой в стране (Коммуна), итальянские войска вторгаются в Савойю. Возможно без кокард. Возможно в авангарде интервентов идет Гарибальди с отрядом (настоящих!) волонтеров. Но поскольку всемогущая Англия резко протестует, то сразу присоединить Савойю к Королевству Обеих Сицилий не удается, и провозглашается некая "Савойская республика".

Почти немедленно начинаются бои с французской армии, пришедшей в себя после разгрома под Седаном. В этих условиях савояры делятся и не по национальному признаку, ведь  все они многопоколенные смеси южных французов и северных итальянцев, но идеологически.

Одним милее итальянский король и древняя аристократия, воображаемая преемственность от Римской империи и тотальное влияние Папы Римского, другим - больше по душе французская республика, память о Короле-солнце (Луи XIV) , гордость за падение Бастилии и триумфах Наполеона. Ведь точно также в 1791 германоговорящие эльзасцы предпочли считаться частью революционной Франции, а не числится еще одним, плящущим под прусскую дудку кукольным прирейнским княжеством.

Мы видим как в гипотетическом споре о Савойе столкнулись бы две противоположные идеологические традиции. И выбор савояров был бы не этнический, но социальный. И те, кто отверг бы Францию, начали бы рассуждения об особом савойском народе, о савоярской нации и ее правах на самоопределение.
Торопились писать трактаты о длительной независимой истории савояров, об искусственности включения их земель наследниками Карла Великого и Меровингами во состав Франции...
А в сиквеле комедии 1956 года внуки героев Тото и Фернанделя с оружием в руках сражаются на руинах городка Ассолы.

Я понимаю, что это - искажение реальности, ведь конфликт в описанной мною альтернативной реальности был бы в 70-е годы 19 столетия, не в наши дни. Но ведь нынешний российско-украинский конфликт из позапрошлого века - спор сторонников национальной олигархической парламентской демократии и просвещенной полуабсолютистской империи.

Если граница не разделяет столь "нежно" взаимно любящие народы как, евреи и арабы, немцы и французы, немцы и итальянцы, украинцы и поляки, то с позиции жителей рассеченной этой границей городка или соседних деревушек, такая граница - насилие над реальностью.

Но франко-итальянская граница в 1872, допустим, году, это была граница между республикой и клерикальной монархией.

Если вернутся к нашему условному примеру, то для парижанина савояры-сепаратисты были глупцами, отказавшимися от демократии, от своих конституционных прав. Для великодержавного миланца они же - вполне разумные люди, осознанно предпочившие "твердый отеческий порядок" при графах, герцогах и "добром короле" постояннному хаосу политическому парламентаризма; нравственные устои под опекой матери-церкви - либеральной вседозволенности, а главное, разделившие с этим миланцем вековые грезы о возрождении Великого Рима.
И великим смыслом для одних стали бы французский триколор и бюстик Наполеона, а для других красно-синий штандард Сардинско-Пьемонтского королевства, портреты Гарибальди, объединителя Италии графа Кавура и его королевского величества - Виктора-Иммануила II.

Все вместе - это трагедия непонимания. Но случайная граница к северо-западу от Альп в нашем условном примере становится рубежом двух полярных взглядов на государственность. И именно поэтому началась бы гражданская война на "юго-востоке" Франции. Как в реальности она шла в 1944 году между коммунистическими партизанами и вишистами.

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены

Вы можете оставить свои комментарии здесь