Есть у меня версия почему все так в российских верхах перевозбудились по поводу украинских событий, да, так, что Лавров предложил в ООН запретить революции и прочие свержения деспотов и диктаторов. Бедняга, предложил он это США (4 июля) и Франции (14 июля). Февральские события в Украине причинили Кремлю две тягчайшие психологические травмы.
Первая (очень много об этом сказали все): эти события показали возможный финал путинизма, и не только позорное бегство лидера, но и послушное голосование тамошних бывших "едросов" и за революционное правительство, и за подавление пророссийского мятежа, и за люстрацию. Странно, что похожее — только бескровное — свержение абхазского президента никаких судорог не вызывает.
Вторая травма — уход предпоследней братской славянской сестры на Запад (перед этим была ну уж совсем наибратская Сербия).
А третья травма — отделение с помощью Запада от Сербии Края Косово (почему-то отделение Черногории раздражения не вызывало). Отделение Косово похоронило идею Сербии как малой империи, вернув ее на век назад — к статусу небольшой и бедной "национальной" балканской страны. Кремль отрыва Косово не простит и уже 6 лет за это мстит. Война с Грузией 2008 г. и признание Абхазии и Южной Осетии, аннексия Крыма - это все наказания Запада за Косово.
Позапрошлый век тоже знает три тягчайшие травмы русской политики.
Первая. Свержение последнего французского короля Луи Филиппа Орлеанского в феврале 1848. С этого момента стало ясно — республиканская идея — это не заморская экзотика и не вывих "осьмнадцатого века" (столетие безумно и мудро), но политическая реальность. После этого референт министра иностранных дел Нессельроде поэт Тютчев пишет стихотворение "Утес" — про Россию как последний барьер на пути безумной революционной либеральной волны, губящей Европу.
Вторая. Фактическое моральное и политическое (организовавшей выборы в общенациональный парламент во Франкфурте на Майне) объединение Германии. По поводу чего и по указанию начальства Тютчев пишет обращение к немецкому народу, предостерегая от ненужных и вредных стремлений к государственному объединению. Поэт предостерегал любимую буколическую "Германию поэтов и философов" от ненужной и досадной политической возни. И превратил союзную — по борьбе с Наполеоном — страну во врага России.
Третья травма. Отказ Западной Европы совместно разделить Османскую империю и вместо этого союз западных либеральных государств против России — по тогдашней мифологии — освободительницы Европы. Союз западных либералов по выбрасыванию России из европейской политики, союз в защиту "бусурман". Союз, который еще раз воспроизвелся в 1878 - и тоже в защиту Турции.
Именно от этих травм царизм стал проводить ту безумную внутреннюю и внешнюю политику, которая прямо вела к революции 1905, а потом — через стремление России любой ценой вернуться к статусу сверхдержавы — к мировой войне.