Когда в 1968-1989 года Россия выбирала себе новую идеологию, она выбрала либерализм. То есть идеи свободы для всех показались гражданам России более привлекательными, чем идеи замены коммунистической несвободы националистической.
Националистическое общество свободно не бывает.
Поскольку нация — это не реальный объект, а некая мысль об объекте, мечта, стремление, постольку образов этноса всегда бывает не один и не два — много. Но единства в множественности не бывает, это демагогический лозунг. Единство требует единообразия.
Поэтому национализм — это не только сила, обращенная вовне, на инородцев и враждебные государства — средоточие врагов России.
Это еще и обязательно кулак, обращенный на всех испорченных русских людишек. Тех, кто не осознал, уклоняется, позорит и порочит все то, что свято для русского человека.
Так вот, менять коммунистический лагерь на националистический советские и российские люди в большинстве своем не захотели.
Они выбрали своду от тотального контроля, надзора и диктата. Им захотелось быть свободными.
Что из этого получилось — вопрос второй.
Но мне думается, что если бы сегодня опять стоял выбор между свободой и несвободой, выбор был бы таким же.
Собственно, можно сказать, что политическая либеральная демократия позволяет граждан на каждых выборах опять и опять совершать подобный выбор. Националисты, к счастью, больших политических перспектив сегодня не имеют. То есть граждане сохраняют верность свободе, несмотря на то, что слово "либерализм" стало ругательным.
Россияне сегодня за свободу без "либералов". Так не бывает, но для спутанного сознания наших соотечественников это неважно.
Особенность, однако, в том, что национализм сохраняет свою фоновую актуальность.
Он слишком сильно вплетен в нашу историю последних веков, в царскую традицию, слишком связан с другими атрибутами этой истории для того, чтобы можно было так просто от него отказаться.
Царская Россия развивалась в чередовании, периодическом преобладании то этатизма, то национализма. Этатизм — это идея сильного государства, общего союзного дела людей, связанных волею исторических судеб. Перед этими судьбой и общим делом меркнут национальные различия. Их объединяет борьба с внешними врагами и, самое главное, общая власть. Власть — активное начало государство, именно она творит историю.
Национализм — это идея сильного русского народа, который смог освоить гигантскую территорию и установить свое господство среди множества различных народов. Это идея народа, несущего на себе тяжесть основных дел этой страны и потому достойного особого положения.
Если этатизм на первое место выдвигает общее дело и власть, то национализм — русский народ и его особые качества.
Царская традиция до сих пор еще не умерла, она живет на периферии общественного сознания.
Именно поэтому мы имеем либеральную доминанту на фоне постоянных попыток некоторых маргинальных групп оживить морально устаревшую и реально несостоявшуюся в современной российской жизни идеологию этнического национализма.
Доминирующая идея современного российского социума — идея свободы, идеология либерализма.
Фоновая, маргинальная, но довольно активная — идея величия и господства русского этноса.
Можете себе представить, каким ужасом обернулась бы для нас современная жизнь, если бы национализм оказался не фоновым, а доминирующим идеологическим течением?
Представьте себе Русский марш как обязательное мероприятие, участие в преследовании кавказцев как свою обязанность и, бесконечным неослабевающим рефреном, постоянные вопли по поводу русских, их величия, их славы и мирового заговора против них. С соответствующими школами русских, отрядами русских, браками русских, делом русских и русской самоотверженностью и самопожертвованием.
Если кто-то думает, что Русская республика — это такое место, где будет тихо, мирно, спокойно и безопасно, то он глубоко ошибается.
Русская республика нужна националистам для борьбы, самоутверждения и войны со всем миром, в том числе с нормальным человеком в каждом из нас.
Бирюлевский и Петербургские погромы — это даже не пример, это не очень буквальный намек на практику националистов и атмосферу, о которой они мечтают.
Вы бы хотели такой Русской республики?
Или все-таки свобода и частная жизнь лучше?
! Орфография и стилистика автора сохранены