"Социологические исследования" о рейтингах кандидатов в мэры Москвы, невольно вызывают вопрос, где проводятся эти "замеры"? Среди сотрудников московской мэрии? Среди личного состава московской полиции? В СКР? Тогда удивительно, почему среди сотрудников "оплота режима" отдать свой голос за Собянина собираются лишь 55% респондентов, а не 95%? Откуда в этих структурах взялись 45% отщепенцев?

А если серьезно, то предвыборная социология уже давно стала инструментом лигитимизации итогов выборов. Народ заранее готовят к цифрам, на которые потом "работают" избиркомы

О том, как социологи получаются нужные результаты, описал еще в детективе "Смерть телемагната", изданной в 2005 году. Книжка эта была написана за два месяца после спора с одним маститым детективщиком, тиражи книг которого давно перевалили за миллионы. Я взялся доказать, что писать детективы просто, и что я тоже могу написать детектив, и книга будет издана и окупится. В общем, спор я выиграл.

Так вот в детективе есть эпизод, как к медиагнату Парамонову приходит "доктор социологии" Салабаев и между ними происходит разговор о кухне социологических исследований.

Отрывок из книги "Смерть телемагната":

…Салабаев улыбнулся:
— Андрей Григорьевич, я занимаюсь социологией, а это слишком абстрактная наука. Некоторые даже называют ее лженаукой, и в этом тезисе, признаюсь честно, есть доля истины. Но я попробую быть конкретным... Совершенно очевидно, что для того, чтобы узнать вкус борща, совсем не обязательно съедать всю кастрюлю супа. Достаточно попробовать ложку, другую. Вы согласны со мной?

— Согласен, — первоначальное любопытство почти улетучилось. Парамонов уже начинал испытывать раздражение, не понимая, чего хочет от него этот доктор "лженауки".
— Но ведь ложкой можно зачерпнуть и гущу со дна кастрюли, а можно и совсем наоборот. К чему я все это говорю? Я предлагаю вам проведение регулярных социологических исследований. При этом у вас будет два набора итоговых результатов. Один — реальный, для "внутреннего" пользования. А второй… — Салабаев призадумался, подбирая слова — … не совсем реальный. Для публикации в газетах, для работы с рекламодателями. Давайте смоделируем ситуацию. Представьте, приходит рекламный агент к потенциальному клиенту и говорит: так, мол, и так, у нас самые популярные программы, самая устойчивая, самая стабильная аудитория, которая только и мечтает о том, чтобы увидеть в той или иной программе вашу рекламу. А клиент недоверчив, клиент разборчив, клиент мудр, его на мякине не проведешь. Он обязательно спросит: а чем вы докажите, что такие популярные? Еще и добавит, что у него в семье пять человек и из них только он сам, да и то не всегда, смотрит "Столичное ТВ", а все остальные домочадцы предпочитают исключительно кино на видеокассетах. Вот тут-то рекламный агент и выкладывает наши исследования. Мол, смотрите, не какие-нибудь студенты-практиканты проводили исследования, а сам доктор Салабаев и его исследовательский центр, который, между прочим, является официальным представителем в нашем регионе респектабельного московского центра изучения общественного мнения. Человек — существо слабое, оно легко поддается магии громких регалий.

Парамонов ухватил идею Салабаева, мгновенно оценив выгоды. Оставались последние сомнения:

— Если я правильно понял, проводя исследования, вы готовы слегка "подправлять" реальные результаты под те, которые нужны мне?
— Андрей Григорьевич, неужели я произвожу впечатление конченого идиота? — растягивая слова, демонстрируя изумление, произнес Салабаев. — Это не серьезно. Я все-таки ученый, а не шарлатан. Мы не будем опускаться до банальных подтасовок и срисовывания нужных цифр с потолка. Все будет намного элегантнее. Учтите, что вместе с результатами исследований, вы будете получать и убедительное научное обоснование полученных цифр. А обосновывать проще реальные или околореальные результаты. Так вот, есть более цивилизованные методы корректирования результатов изучения общественного мнения. При проведении исследований очень многое зависит от формулировки поставленных вопросов. Одно дело спросить респондента напрямую, какие телепрограммы вы смотрите, и совсем другое — задать вопрос, подсказывая ответ. Многое, очень многое зависит от того, как опрашивается респондент. Вот представьте себе, к среднестатистическому жителю нашего города приходит мой сотрудник и с порога говорит, так мол и так, мы изучаем аудиторию "Столичного ТВ", зрительские предпочтения, симпатии и антипатии. Все, респондент уже на крючке, в его подсознании засело, что к нему пришли люди из "Столичного ТВ". И дальше можно ни разу не произнести названия телекомпании, но в девяноста случаев из ста, отвечая на вопрос: какие программы он смотрел, допустим, вчера, человек "вспомнит" то, что, по его мнению, от него хотят услышать.

Считается, что более достоверным является так называемая "дневниковая панель". Но думаю, что хороший метод не назвали бы "панелью" — хихикнул Салабаев, но, видя, что Парамонов заинтересованно слушает, торопливо продолжил. — В городе отбирается 150-200 семей, производится так называемая выборка. При этом эти семьи должны составлять эдакий социологических срез всего населения областного центра. То есть в этих, допустим, двухстах семьях должно быть точно такое же процентное количество детей, пенсионеров, инвалидов, рабочих, интеллигенции, сколько и по всему городу. Если пенсионеры составляют 18 процентов населения города, то и в этих двухстах семьях должно быть восемнадцать процентов пенсионеров. Эдакий мини-город, ложка супа из тщательно перемешанного содержимого всей кастрюли. Дальше с каждой из семей подписывается договор на выполнение определенной работы, которая заключается в том, что люди скрупулезно регистрируют в специальный дневник все программы, которые они смотрели в тот или иной день. Это работа! И за свою работу они будут получать определенную оплату. Но хочу успокоить вас, Андрей Григорьевич, что достоверная социология завершится уже на стадии выборки семей. В этом можете не сомневаться и не волноваться.
— Почему я должен волноваться?
— Ну как же? Мы же с вами заинтересованы в получении таких результатов исследований, в каких заинтересованы?
Парамонов внешне оставаясь непроницаемо серьезным, внутренне улыбнулся этому "мы заинтересованы", но ничего не сказал, а Салабаев уверенно продолжил:
— Необходимый результат будет обеспечен опять же тем, что уже при заключении договора, людям будет сказано, а точнее будет сделан намек, что мы изучаем аудиторию "Столичного ТВ". Ну, а теперь давайте смодулируем типичное поведение типичной семьи. Много ли среди отобранных нами семей найдется таких, кто отнесется к, в общем-то, необременительной работе ответственно, со всей серьезностью, фиксируя в дневник передачи сразу же после их просмотра?
— Думаю, что не много.
— Вот именно! Вот именно, так поступят единицы! Остальные в лучшем случае будут заполнять дневник наблюдений раз в несколько дней, а в худшем — накануне визита исследователя. И люди начнут "вспоминать" опять же не то, что они реально смотрели в тот или иной день, а то, что, опять же по их мнению, хотят увидеть заказчики работы….
— Сколько? — прервал Парамонов разгоряченного Салабаева, чувствуя, что встреча затягивается.
— Что сколько?
— Во сколько мне обойдется наше конструктивное сотрудничество.
Салабаев назвал вполне приемлемую сумму. Ударили по рукам. И каждые три месяца Парамонов начал получать данные социологических исследований, которые не стыдно было кому бы то ни было показывать, которые охотно цитировали газеты.

Ирек Муртазин

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены