Окончание статьи, первые две части здесь: http://echo.msk.ru/blog/igeid/1044320-echo/ http://www.echo.msk.ru/blog/igeid/1049528-echo/
Подвергались ли евреи дискриминации в позднем СССР?
Последствия антисемитского поворота Сталина конца 40-х не были в полной мере преодолены в постсталинское время. Закончился террор, антисемитская кампания в прессе, проработки. Евреи, в среднем, жили материально лучше, чем большинство населения. Но при этом они ощущали себя людьми второго сорта. Конечно, в СССР никогда не было такой тотальной дискриминации евреев, как иудеев в царской России. Однако неравноправие и унижения евреев, пусть и не такие чудовищные, как видится некоторым антикоммунистам, были. И дело тут даже не в прямой дискриминации, касающейся только некоторых сторон жизни (органы управления, армия, некоторые элитные ВУЗы, поездки за рубеж, распределение должностей и т.д.), а в формировании властями отношения к евреям, как к какой-то полулегальной, почти неприличной нации.
Как-то в советские времена меня спросил один знакомый татарин: "А почему евреи не поют?". Я вначале не понял, из-за чего он так решил. Оказалось потому, что еврейские песни, в отличие от татарских и др., не исполняют по радио и ТВ. Евреи были выведены из числа советских наций на особое положение подозрительных. Из-за этого все остальные граждане воспринимали евреев, как изгоев, стоявших вне "содружества советских народов". Само слово "евреи" в СМИ, в 70-е начале 80-х, произносилось крайне редко. Это были или израильские агрессоры, или какие-то ручные советские евреи, выступающие против этих агрессоров. Неумные советские руководители думали так быстрее ассимилировать евреев, чтобы избежать проблемы двойной лояльности и эмиграции. Но все это давало скорее обратный эффект.
Эренбург сравнивал советских евреев с людьми с рыжим цветом волос. Как можно объединить рыжих в единую группу с общим самосознанием? Только начав их преследовать. Тогда они будут сочувствовать друг другу, стараться вместе противостоять обидчикам. Именно этого, по сути, от евреев добивались советские руководители, начиная со позднего Сталина. Надо сказать, что их усилия не увенчались полным успехом. Большинство советских евреев даже дискриминация не заставила эмигрировать или стать националистами. Однако в еврейской среде глухо копилось недовольство.
Евреи-"торговцы" берут реванш
Евреи стали важной частью либеральной контрэлиты, сыгравшей большую роль во время Перестройки и последующего разрушения СССР. Поначалу были больше заметны либеральные "книжники", но, затем, их обскакали и сделали своей обслугой "торговцы" (о еврейских типах книжников и торговцев см. в первой части этой статьи http://echo.msk.ru/blog/igeid/1044320-echo/ ). В советские времена, в отличие от достаточно успешных евреев-"книжников", т.е. ученых, писателей, шахматистов, музыкантов и т.п., евреи-"торговцы" подвергались двойным санкциям: и как евреи, и как люди, занимающиеся бизнесом, преследуемым тогда уголовно.
Основные ареалы обитания советских евреев-"торговцев" — разного рода предприятия торговли и сферы обслуживания, где можно было левачить, доставать дефицит, мухлевать, спекулировать. Мои родители презрительно называли таких людей "торгашами". Такие "торгаши" могли работать не только в сфере торговли и обслуживания, но и на формальных позициях "книжников", даже изображать из себя ученых (как Березовский). При этом, чем бы они ни занимались, их отличала четкая ориентация на добывание любыми способами материальных благ. Был популярен анекдот про таких евреев: "Армянское радио спрашивают: как заставить евреев перестать писать пьесы о Ленине? Радио отвечает: разрешить свободную торговлю". Этот анекдот после 1991-го года буквально претворился в жизнь. Знаменитый автор ленинианы Михаил Шатров, став бизнесменом-девелопером, и вправду бросил писать пьесы, очень неплохо его кормившие в советские годы, ведь нашлись еще более эффективные способы для заработка.
Именно евреи-"торгаши" после 1991-го года сформировали еврейскую часть новой статусной элиты. Некоторые из них, ушибленные в свое время советским антисемитизмом, пытались гиперкомпенсировать комплекс неполноценности, демонстративным национализмом, всеми этими "Хануками в Кремле" и т.д. Другие, наоборот, по инерции, на всякий случай, предпочитают считаться православными, как раньше переписывали национальность в паспорте (есть у меня такие родственнички).
И комиссары в пыльных шлемах
Многие либеральные евреи-"книжники", после 1991-го года, пошли в услужение к "торговцам". Сейчас они нередко проклинают коммунистический эксперимент. По логике они так же должны проклинать своих дедов и прадедов, в нем активно участвовавших. Разговоры о том, что предки, мол, оказались жертвами обмана - не проходят. Евреи-большевики, в основном, были не ведомыми, а вели массы за собой на штурм зияющих высот коммунизма. Помню я в Нижнем, во время перестройки, толкал какую-то модно антикоммунистическую речь. После выступил ветеран и со слезой в голосе сказал примерно следующее: "Что же вы евреи за люди такие? Когда я был молодой пришли евреи-агитаторы в нашу деревню, обратили в свою коммунистическую веру. Я всю жизнь был активист, комсомолец, коммунист. А теперь вы же мне говорите, что коммунизм — обман. Так зачем обманывать нас было?".
Я считаю, что нет, и не может быть коллективной национальной ответственности или вины. Но должна быть ясная позиция по отношению к делам своих предков. Моя позиция такова: деды-коммунисты были активными участниками великого движения за освобождение от социального рабства, прорыв человечества из царства необходимости в царство свободы. Это движение зашло в тупик отчасти по объективным причинам (на существовавшем уровне развития общества полный успех был невозможен), отчасти по субъективным причинам (его сумел подмять под себя параноик и палач Сталин). Многие видные старые большевики несут на себе груз ответственности за ошибки и преступления эпохи. Часть из них стали сталинскими палачами и действительно заслуживают проклятие потомков. Но на больших постах и в органах работало не так много людей. Большинство старых коммунистов не совершали никаких преступлений. Они были участниками обреченного, но героического дела.
А что скажут о своих предках евреи из либерального истеблишмента?
! Орфография и стилистика автора сохранены