— Так это вы, святой отец, — проскрежетал Ипполит Матвеевич, — охотитесь за моим имуществом?
— Это не ваше имущество! Это национализированное имущество.
— Кем национализированное?
— Советской властью! Советской властью.
— М-м-м... Так, может быть, вы, святой отец, партийный?
—М-может быть!
"Двенадцать стульев". И. Ильф, Е. Петров
Ситуация, сложившаяся в последнее время вокруг реституции церковного имущества, заставляет вспомнить незабвенное произведение Ильфа и Петрова. Только на этот раз коллеги отца Федора охотятся не за бриллиантами покойной тетушки Кисы Воробьянинова, а за дорогостоящей недвижимостью.
Законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", который будет рассмотрен во втором чтении Госдумой 17 ноября 2010 года, стал достоянием широкой публики еще в феврале 2009 года. Он был подготовлен Министерством экономического развития РФ и все это время являлся предметом бурного обсуждения. Под шквалом критики, в особенности со стороны музейного сообщества, опасавшегося за судьбу икон и фресок, которые могли пострадать после их передачи РПЦ МП, работа над законопроектом замедлилась, и сама его судьба казалась достаточно неопределенной.
Чтобы исправить ситуацию, потребовалось вмешательство высшего руководства. Пятого января нынешнего года на встрече с патриархом Кириллом премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости оперативно решить вопрос о возвращении церкви религиозного имущества. Слова Путина не остались без внимания. Уже на следующей неделе, 13 января, состоялось заседание рабочей группы правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений, которая пообещала в кратчайшие сроки "устранить все шероховатости".
Некоторые "шероховатости" действительно удалось сгладить: так, в статье 1 переработанного законопроекта появилась оговорка, что действие закона не распространяется на ценности, относящиеся к Музейному, Архивному и Национальному библиотечному фондам РФ. Таким образом,
часть редких икон и древних богослужебных книг удалось отстоять: РПЦ МП не сможет потребовать их в свою собственность.
Тем не менее список объектов, подлежащих передаче религиозным организациям, остался весьма и весьма широк. Сюда относятся не только храмы и движимое имущество, используемое в богослужебных целях, но и, например, недвижимость, предназначенная для проживания паломников и обеспечения "монашеской жизнедеятельности".
Монастыри в дореволюционное время вели активную хозяйственную деятельность, с тех пор осталось много построек, которые зачастую расположены в самом центре Москвы и региональных столиц. На них епархии РПЦ имеют полное право рассчитывать.
Бывшие здания воскресных школ, семинарий и духовных академий — тоже лакомый кусочек. Например, уже сейчас представители РПЦ начали выгонять медицинский факультет Ульяновского госуниверситета из здания бывшей духовной академии.
Религиозные организации смогут вернуть свою бывшую недвижимость, отнятую после революции, в заявительном порядке (в соответствии со статьей 5 законопроекта). В заявке достаточно будет указать, какой объект и почему хочет получить религиозная организация в безвозмездное пользование или в собственность. В результате РПЦ МП окажется крупнейшим среди религиозных организаций собственником недвижимости.
Также примечательно, что из законопроекта исчезло положение, согласно которому запрещалось "изменение назначения возвращенного имущества и передача его третьим лицам в течение десяти лет". Следовательно,
епархия, получив, например, здание бывшей монастырской трапезной, вовсе не обязана устраивать там монастырские обеды. Она немедленно может сдать трапезную под офисы сторонних организаций, а то и вовсе перепродать.
Неудивительно, что православная иерархия настойчиво, при поддержке Кремля, лоббирует принятие этого закона. Двадцать второго сентября нынешнего года он был одобрен Госдумой в первом чтении. Семнадцатого ноября состоится второе чтение, а третье может пройти уже 19 ноября. Нынешних депутатов не надо учить в сжатые сроки принимать спущенные сверху законы.
Отметим, что, несмотря на сделанные уступки, музейная общественность продолжает критиковать законопроект и предлагает составить список объектов культурного наследия, не подлежащих передаче религиозным организациям, а также предоставить гарантии музеям, находящимся под угрозой быть выкинутыми из зданий, которые РПЦ МП может потребовать себе.
И хотя сомнений в том, что принятие закона — дело уже решенное, практически не осталось, патриарх Кирилл все равно болезненно реагирует на критику в адрес законопроекта, настолько важными кажутся ему достигнутые с Кремлем договоренности о передаче религиозного имущества. Восьмого ноября после литургии в Богородице-Рождественском монастыре Москвы патриарх призвал "всех, у кого есть хоть капля совести, воздержаться от всякой лживой критики этого закона, который стал результатом значительных усилий со стороны государства". Он назвал "кощунством" и попранием "исторической справедливости" попытки не отдавать Церкви храмы, захваченные "кровью и безумием".
Но для Московской патриархии понятие "исторической справедливости" варьирует от региона к региону. В центральной России РПЦ требует вернуть ей то, что забрали большевики. А вот в Калининградской области она, напротив, требует не отдавать религиозные сооружения бывшим владельцам. В Восточной Пруссии до 1945 года православных храмов не было вообще, и большевики, если пользоваться лексикой патриарха, "кровью и безумием" ничего в этом регионе у РПЦ МП не экспроприировали. Поэтому, согласно готовящемуся закону "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", православной церкви там ничего не светит. Но Калининградскую епархию это не останавливает, как и Калининградскую областную думу, которая 28 октября сразу в трех чтениях приняла закон о передаче в собственность православной епархии 14 объектов недвижимости.
В их числе бывшая католическая церковь (в ней сейчас располагается филармония), бывшие лютеранские кирхи (в одной из них разместился кукольный театр) и несколько средневековых замков (например Инстербург и Нойхаузен).
Одна из лютеранских кирх, переданных РПЦ калининградской властью, кирха Арнау (при ней также располагается музей) в поселке Родники, восстанавливалась на деньги немецкого фонда, выделившего на эти цели более 300 тысяч евро. После передачи кирхи РПЦ восстановительные работы были прекращены.
Передачу Калининградской епархии лютеранской кирхи в поселке Чистые Пруды приостановил сам губернатор Калининградской области Николай Цуканов, который испугался международного скандала. Дело в том, что при кирхе находятся могила и музей родоначальника литовской литературы пастора Кристийонаса Донелайтиса. На днях президент Литвы Даля Грибаускайте обратилась к Дмитрию Медведеву с требованием оставить музей литовского писателя в ведении государства.
Только при помощи вмешательства на столь высоком уровне удается хоть как-то обуздать аппетиты РПЦ МП. Протесты же калининградского населения и открытые письма местной интеллигенции православную иерархию не волнуют. Калининградская епархия держится за замки и кирхи крепкой хваткой отца Федора, вцепившегося в стул из гарнитура покойной тетушки Воробьянинова.
Чудом избежав скандала международного, РПЦ МП все-таки спровоцировала скандал межконфессиональный. Архиепископ Павел Пецци, митрополит Римско-Католической архиепархии Божьей Матери в Москве, в начале ноября в открытом письме назвал решение калининградских властей "вопиющей несправедливостью".
Долгие годы местная католическая община просила передать ей бывшую католическую церковь Святого Семейства в Калининграде, но в результате она все равно отошла к РПЦ МП.
В ответ Калининградская епархия обнародовала собственное понимание "исторической справедливости", причем в духе современного российского патриотизма. Оказывается, передать храмы в Калининградской области их бывшим владельцам — значит оспорить результаты Второй мировой войны и победу над фашизмом.
Зачем православной епархии кирхи и замки Калининградской области? Может быть, все дело в доходах от туристического бизнеса? Неужели РПЦ МП и впрямь собралась восстанавливать замки? Во всяком случае, так нас уверяют на одном из апологетических православных сайтов: "кое-где "замок" — это три стены, давно никому не нужные развалины. И если Церковь выражает готовность восстановить разрушенные стены, до которых не доходят руки у государства, вряд ли здравомыслящий человек выступит против такой идеи".
Это весьма сомнительная затея. Во-первых, с восстановлением лютеранских кирх (как в случае с кирхой Арнау) и средневековых замков могли бы помочь зарубежные инвесторы. А во-вторых, РПЦ МП сама особенно и не горит желанием восстанавливать переданное ей имущество. Как заявила юрист Московской патриархии монахиня Ксения (Чернега), "вряд ли Церковь сможет содержать все объекты, которые будут переданы ей в собственность. Мы рассчитываем на помощь государства в части поддержки и реставрации".
Владимир Путин, в свою очередь, уже успел пообещать "материальное обеспечение передачи объектов, чтобы этот процесс не вызывал новых проблем". А Министерство культуры готовит законопроект, согласно которому государство будет выделять средства на восстановление и реставрацию памятников, переданных РПЦ. Не правда ли, любопытная ситуация складывается:
Московская патриархия обзаведется собственностью, но содержать и восстанавливать ее будут за государственный счет, за наши с вами деньги.
***
Напоследок хочется замолвить еще словечко об "исторической справедливости". Разумеется, ее надо восстанавливать. Надо преодолевать кровавое наследие большевистского прошлого. Но почему в России право на историческую справедливость предоставлено только религиозным организациям? Да, они пострадали от беззаконий советской власти. Но ведь от нее пострадали и дворяне, и купцы, и промышленники. Многие из них были расстреляны, многие изгнаны из России, у всех отобрали имущество…
Небольшой пример. Резиденция патриарха Кирилла расположена в старинном особняке по адресу: Чистый переулок, дом 5. До революции особняк принадлежал семье купца Протопопова. Большевики отняли его у Протопоповых и передали немецкому посольству. Потом туда переехала Московская патриархия. Так вот, не пора ли вернуть особняк наследникам законных владельцев?
Наверное, вслед за музейщиками или упомянутыми выше ульяновскими студентами, освобождающими возвращенную РПЦ МП собственность, патриарх Кирилл тоже пакует чемоданы и готовится съезжать, отдав свою резиденцию потомкам Протопопова? Нет, конечно. Никуда святейший съезжать не будет. Потому что наследники купца не умеют договариваться с Путиным.
Вы можете оставить свои комментарии здесь