"Прокуратура интересовалась учредительными, финансовыми и арендными бумагами", — рассказала Каспаров.Ru исполнительный директор "Голоса" Лилия Шибанова.
Кроме того, надзорное ведомство попросило сдать в письменном виде информацию о цели регистрации юридического лица, формировании и использовании целевого капитала, формировании имущества юрлица и другие аналогичные сведения. В постановлении Щербакова говорится, что документы запрашиваются по требованию прокуратуры Москвы. "Голос" предоставил только те документы, которые смог оперативно собрать.
Агентству социальной информации не предоставили даже такого постановления.
"Пришедшие в офис девушки — старший помощник прокурора Елена Гавшина из Пресненской межрайонной прокуратуры с коллегой — показали ксерококопию особого поручения прокурора ЦАО Дениса Попова", — сообщила Каспаров.Ru юрист АСИ Яна Леонова. К поручению Попова прилагался список НКО на двух листах. АСИ передало прокурорам все требуемые документы.
В Transparency International письмо прислали из Таганской прокуратуры.
"Мы собираемся отвезти в прокуратуру устав и прочие открытые документы, остальные документы мы предоставим после того, как увидим официальное постановление", – рассказал Каспаров.Ru представитель Transparency International Иван Ниненко.
Мещанская межрайонная прокуратура прислал факс в Московскую Хельсинскую группу утром 14 сентября. "Бумагу из прокуратуры мы получили в 10:00 утра, к 12:00 от нас просили предоставить целый пакет документов, что было невозможно. Ряд финансовых документов находится в электронном виде, их достаточно много. Чтобы их распечатать нужно большое количество времени, за утро такие документы не собрать, а нам еще и работать надо", – рассказал Каспаров.Ru программный директор Даниил Мещеряков.
Бухгалтер МХГ уже дала по этому поводу объяснения в прокуратуре.
Причины проводимой Генпрокуратурой проверки неизвестны. Ассоциация "Голос" пишет запрос в прокуратуру с требованием их раскрыть. "На обычную проверку это не похоже, — считает юрист АСИ Леонова. — В документе, который нам показывали, сказано, что если сотрудники прокуратуры не найдут НКО по адресу, предоставленному налоговыми органами, то они должны будут поискать его в СМИ и Интернете, а значит, это не стандартная проверка НКО, а поиск конкретных организаций".
"Проверяют все крупные НКО, которые либо имеют зарубежных спонсоров, либо являются российскими филиалами западных организаций", — сказал Мещеряков
У него есть две версии случившегося. "Это может быть либо просто бюрократическая тупость, либо это некое предостережение для НКО, попытка создать им массу трудностей и парализовать работу", — считает он.
"Правозащитные организации вправе обратиться в суд с просьбой признать требование о предоставлении документов незаконным", —
заявил Каспаров.Ru председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора", кандидат юридических наук, Павел Чиков. "Агора" защищает ряд НКО, получивших прокурорские запросы.
К письмам из прокуратуры у ассоциации немало претензий. Запросы надзорного органа неконкретизированы, не содержат сроков исполнения и разъяснения права на обжалование подобных действий, составлены типовым образом без учета индивидуальных особенностей каждой проверяемой организации. Кроме того,
у правозащитников запрашивается та информация, которая уже содержится в иных государственных органах, в частности, в Минюсте и налоговой.
Федеральный закон о прокуратуре и его статья 22, на которую московские прокуроры ссылаются в запросах, дает право осуществлять проверки только при наличии информации о нарушении законности. При этом ни о каких нарушениях в запросах речь не идет.
"Фактически московские прокуроры грубо нарушают конституционное право на свободу объединения, законодательство о некоммерческих организациях и о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, — объяснил Чиков.
— В связи с этим организации, получившие указанные уведомления, имеют право письменно отказаться от его исполнения, пока не будут указаны основания проверки и не будут конкретизированы требуемые документы — за какой период, о каких сделках и так далее", — утверждает юрист.
По закону о НКО уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за некоммерческими организациями является Министерство юстиции. Во всем законе прокуратура упоминается только однажды — в связи с полномочиями обращаться в суд с иском о ликвидации некоммерческой организации.
"Закон об общественных объединениях" предусматривает надзор за соблюдением такими объединениями законодательства, однако никаких полномочий по сплошным проверкам десятков организаций за прокуратурой не предусмотрены", — сообщил Чиков.
Павел Никулин, Владимир Цыбульский
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter