Москву давно и не без оснований считают самым богатым городом России. Однако кризис уже обнаружил финансовую несостоятельность властей мегаполиса. И в 2010 году с нынешней командой управленцев нас ждет только ухудшение ситуации.
29 сентября должны были состояться беспрецедентные по объемам торги по продаже в частную собственность 6 тысяч кв. м в московском Центральном универсальном магазине (ЦУМ). Площади принадлежат столице, и до последнего времени она собиралась реализовать их в рамках плановой программы через Специализированное государственное унитарное предприятие (СГУП) по продаже имущества города Москвы. Однако в последний момент руководство СГУП по продаже имущества заявило, что власти отложат реализацию данного лота до наступления стабильности на рынке недвижимости. По неофициальным данным, цена продажи оказалась завышенной и заявок на приобретение никто так и не подал. Стартовая цена одного кв. м помещений в ЦУМе была оценена городом на весьма солидном уровне — 8 тыс. долларов США. Всего Москва надеялась выручить за свою часть известного московского магазина порядка 1,5 млрд рублей. Не получила ни копейки.
Продажная стратегия
Эта история хорошо иллюстрирует то, как работает финансовая система мегаполиса в той ее части, которая должна зарабатывать деньги для города. Работает она отвратительно. Менее года назад, когда в стране уже бушевал финансово-экономический кризис, привычная экономика экстенсивного роста за счет цен на энергоносители рушилась, ОАО "Торговый дом ЦУМ" предлагало за эти площади правительству города некую, по сведениям осведомленных источников, неплохую сумму. Город в ответ задрал свою цену продажи до 16 тыс. долларов за кв. м, и коммерсанты от сделки отказались. На что надеялись власти в кризис, непонятно, как не поддается логическому объяснению и предложенный Москвой порядок цен: сначала нереальные 16 тыс. долларов за кв. метр, потом — 8 тыс. И в первый, и во второй раз городские финансисты грубо ошиблись в прогнозах финансовой конъюнктуры рынка, что лишило казну города уже запланированных денежных поступлений.
В утвержденном плане по доходам на 2009 год от реализации городского имущества профильным СГУП значится итоговая сумма в 10 млрд рублей.
Планировали ее уже во время кризиса, вероятно, понимая, что доходы от налогов и сборов в мегаполисе значительно сократятся.
Налоговые поступления от предприятий и некоторые акцизные сборы действительно упали. По некоторым показателям почти вдвое, чего не было, наверное, с "лихих 90-ых". Городу за первые полгода удалось получить только мизерные 1,5 млрд рублей от реализации активов, продавая, в основном, машиноместа на муниципальных стоянках. Большие надежды СГУП связывал с сентябрьскими торгами. ЦУМ должен был стать самым крупным лотом в череде торгов, где столица пытается распродать буквально все, чтобы хоть как-то повысить наполняемость региональной казны.
Так, 15 сентября за 2,5 млн рублей регион продал даже пакет акций газеты "Московская перспектива", которая принадлежала городскому стройкомплексу и регулярно славословила городских чиновников от строительства. Продажа "своей" во всех смыслах газеты в годы стабильности не могла присниться самому обеспеченному городу страны в страшном сне.
Другими словами, и продавать активы у городской администрации не получается, и поступления в региональную казну упали.
Бюджет выживания
Накануне выборов номер второй в московском списке партии "Единая Россия", глава комплекса социальной сферы столицы Людмила Швецова неустанно повторяет, что город сохранит все льготы и выплаты, а количественные показатели расходной части городского бюджета даже вырастут. В частности, согласно главному финансовому документу региона, социальные расходы в 2010 году увеличатся на 10 процентов и достигнут 533 млрд рублей.
Но увеличатся-то они по сравнению с урезанным в несколько раз кризисным бюджетом 2009 года, то есть на самом деле никакого увеличения нет.
Например, только последнее урезание уменьшило расходы города на 20 процентов, на 294,5 млрд рублей. Этого москвичам перед выборами не рассказывают. Пропагандистская машина московской "Единой России" работает только в одну сторону.
Это еще не все особенности кризисного бюджетирования по-московски. Около 50 процентов расходных статей пойдут на выплату льгот. Это говорит о том, что на расходы, связанные с развитием экономики или инфраструктуры, средств не останется. Так, мы уже писали о том, что в следующем году московские власти впервые за десять лет не запланировали никаких новых проектов в области дорожного строительства.
Анализ финансовых планов правительства Москвы позволяет говорить о бюджете выживания, как было до начала роста цен на нефть и газ. Льготы и выплаты вкупе с более чем скромными зарплатами бюджетников и пенсиями пока не растают, а вот на остальное у "богатой Москвы" денег просто нет. Иначе доля социальных выплат по расходам была бы ниже, ведь давным-давно известно, что во время кризиса сравнительно сильные и диверсифицированные экономики наращивают расходы, чтобы поддержать потенциал занятости: сохранить и перераспределить рабочие места, сберечь прослойку мелких и средних предпринимателей. Мы же пока от московских начальников слышим только об общественных работах, которые предлагаются уволенным москвичам. Как будто тысячи новых дворников и озеленителей вытянут мегаполис из кризиса.
Собственных средств на развитие у столицы больше нет. Уже в этом году Москва вновь обратилась к порочной практике внешних заимствований в крупных размерах. Региональный бюджет постоянно урезали, а летом взяли и увеличили расходную часть почти на 50 млрд, в основном, за счет заемных средств.
Теперь долговые обязательства Москвы составляют 229,6 млрд рублей.
Как показал кризисный год, администрация города не может управлять финансами и активами так, чтобы нивелировать негативные явления в экономике. В странах с демократическими формами правления такую администрацию меняют на первых же выборах. У москвичей также есть шанс сказать 11 октября "нет" крайне неэффективной финансовой политике "лужковцев".
Вы можете оставить свои комментарии здесь