О резком падении индекса потребительской уверенности в России в конце прошлой недели сообщил Росстат. Негативные потребительские ожидания в последнем квартале 2008 года на 20 процентов превысили положительные прогнозы, что возвращает показатели уверенности на уровень конца 2000 года. Последние социологические опросы также фиксируют, что половина потребителей отказались от крупных покупок или расходов, которые они планировали еще в начале осени 2008 года.
Индекс потребительской уверенности в России упал в конце 2008 года с положительных значений до минус 20 процентов. По сравнению с третьим кварталом 2008 года он снизился на 21 процентный пункт. Наблюдаемый Росстатом индекс уверенности примерно соответствует показателям конца 2000 года. Индекс потребительской уверенности – это сумма положительных и отрицательных оценок произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок.
Массовый пессимизм потребителей подтверждают и социологи. Так, к началу декабря Левада Центр зафиксировал, что половина респондентов отказались от каких-либо крупных расходов из-за ухудшения материального положения и условий кредитования. При этом основной причиной пересмотра планов крупных покупок стал вовсе не расчет на будущее снижение цен, а нынешний недостаток денег или невозможность получить кредит.
По данным Росстата, ухудшение личного материального положения прогнозирует сегодня почти четверть населения. Около 40 процентов опрошенных надеются, что их материальное положение не изменится, и лишь 9 процентов ожидают улучшения своего материального положения в течение 2009 года.
Эксперты считают неизбежным сокращение потребления, которое произойдет в том числе из-за девальвации рубля, а также повышения цен на отечественную продукцию.