Постепенно мы привыкли к тому, что внутренняя политика в России ограничивается встречами президента (а теперь еще и премьера) с руководителями партий и думских фракций. Сценарий этих мероприятий не меняется уже несколько лет. Президент (а с недавнего времени и премьер) благодарит собравшихся за принципиальность и поддержку его начинаний. А те в свою очередь изъявляют готовность и дальше поддерживать великого человека (ныне существующего в двух ипостасях), не жалеющего сил для блага страны.
Несколько более живой характер носила внешняя политика, поскольку за пределами страны российская власть вынуждена была бороться за реализацию своих интересов, преодолевая враждебное сопротивление. Но после нескольких неудач российское руководство и обслуживающие его политические силы прекратили заниматься политической борьбой, сосредоточившись на создании нужной телевизионной картинки и на собственных обидах в связи с отсутствием должного уважения к позиции России в бывших советских республиках. Особенно хорошо это было заметно на примере Украины. По сути дела, российская власть перестала вмешиваться в украинский политический процесс, ограничившись организацией протестных митингов во главе с Витренко или другими столь же маргинальными политиками. Ни одна сколько-нибудь серьезная политическая сила не могла рассчитывать на российскую поддержку. Это, конечно же, не мешало российским олигархическим группировкам инвестировать в украинскую политику, решая собственные задачи. При этом их средства часто доставались партиям и политикам, которые официальной российской пропагандой рассматривались как враждебные фигуры из-за своей близости к Виктору Ющенко.
После вооруженного конфликта на Кавказе этот период относительного затишья сменился бурными расчетами на скорый переход Украины в сферу влияния России и попытками обеспечить нужную расстановку сил. Серьезных вложений по-прежнему не производится, об официальной поддержке российским руководством какого-либо политического деятеля даже речи не ведется. Но предполагается, что как только выгодная России комбинация станет реальностью, на ее закрепление будут направлены значительные ресурсы. Правда, не совсем понятно, откуда в украинском политическом пространстве возьмется политическая коалиция, ставящая своей целью реализацию интересов российской власти.
Источник подобных иллюзий хорошо виден. С точки зрения официальной пропаганды, Россия сегодня представляет собой подобие крепости, отбивающейся от ожесточенного натиска. При этом наша страна сражается за справедливое дело, противостоит экспансии США, угрожающей народам всего мира. Проамериканский курс самой российской власти во внимание не принимается. Похоже, она сама начинает верить, что превратилась в светоч свободы, и уж точно решила, что убедила в этом других. Поэтому России обязательно должны прийти на помощь. Разумеется, в числе первых должна быть Украина, где значительная часть общества выступает за стратегическое партнерство с Россией.
Однако нельзя ставить знак равенства между господством политических настроений и наличием политических сил, их выражающих. Россия не предпринимала никаких усилий, чтобы привлечь на свою сторону украинские элиты. Российская власть даже не удосужилась сформулировать взаимовыгодные предложения, на основе которых можно было бы развивать внешнеполитическое и экономическое сотрудничество. России на руку то, что некоторые западноевропейские политики намерены заблокировать евро-атлантическую интеграцию Украины, чтобы предотвратить возможную дестабилизацию обстановки в восточных регионах страны, в особенности в Крыму. Однако даже этим российское руководство так и не сумело воспользоваться.
Из-за своего бездействия Россия давно утратила бы даже возможность мечтать о росте влияния на украинский политический процесс, если бы не грубая тактика Виктора Ющенко, проводившего евро-атлантический курс излишне прямолинейно. При этом нужно признать, Ющенко в короткий период сумел обеспечить значительное отдаление Украины от России, резко усилившее американские позиции. Он добился внешнеполитического столкновения Украины и России по целому ряду вопросов — от маршрута транспортировки энергоресурсов до оценки военного столкновения с Грузией. Он сумел создать реальную перспективу присоединения Украины к НАТО (через получение ПДЧ) уже в ближайшем будущем. А угрозы российского руководства, что подобный шаг приведет к военно-политическому противостоянию, так и не возымели действия. Подобные заявления, по-видимому, сработали против российского руководства, поскольку убедили колеблющихся в его потенциальной враждебности, а пророссийских политиков поставили в неловкое положение.
Очевидно, что окончательная утрата влияния на украинский политический процесс станет серьезным испытанием для российской государственности. И ни одна политическая коалиция не сможет стать гарантией предотвращения такого развития событий, если Россия так и не сформулирует условия взаимовыгодного партнерства и не создаст структуры, представляющие российские интересы в информационном и политическом пространстве. Пресловутая американская экспансия столь успешна потому, что американская администрация последовательно занимается такой деятельностью.
Сегодня основные надежды на укрепление российских позиций связываются с образованием парламентской коалиции из фракций Тимошенко и Януковича или с успехом Партии регионов на досрочных парламентских выборах. Пока сохраняется вероятность и одного, и другого сценария. Перспектива выборов стала более реальной после того, как стало ясно, что Виктор Ющенко не собирается капитулировать перед Тимошенко, соглашаясь на объединение с ней на ее условиях, и не хочет превращаться в декоративную фигуру, лишенную реальной власти, сосредоточенной в руках враждебного ему правительства и парламентского большинства.
Однако ни Юлия Тимошенко, ни Виктор Янукович, пользующиеся сегодня примерно одинаковой электоральной поддержкой в случае своего прихода к власти не будут проводить политику, выгодную руководству России. Если состоится их вынужденное объединение, то ослабление украинско-российских связей может пойти еще быстрее, поскольку у Партии регионов исчезнет необходимость сопротивляться внешнеполитическому курсу Тимошенко, подрывая позиции правительства. Очевидно, что сама Юлия Владимировна, год назад выступившая с концепцией "сдерживания России" по образцу американской стратегии, проводившейся против СССР, будет проводить внешнеполитический курс, во многом напоминающий нынешний.
Конечно, Юлия Тимошенко в случае своего прихода к власти не станет предпринимать столь же откровенные (а потому неисполнимые) антироссийские решения, как Ющенко. Она не будет требовать убрать советские издания из библиотек, снести памятники Ленину, переименовать улицы. Возможно, в Юго-Восточных регионах даже разрешат смотреть фильмы на русском языке и возобновят русскоязычное телевизионное вещание. Но суть украинской внешней политики от этого не изменится.
Тем не менее распад коалиции БЮТ-НУНС, державшейся на взаимных договоренностях Ющенко и Тимошенко, вызвал чуть ли не приступ эйфории у некоторых российских экспертов. Трудно понять, что нового можно увидеть в такой тактике Тимошенко, легко разрывавшей все договоренности со своими союзниками, как только это казалось ей выгодным. Конфликт между премьером и президентом развивается уже достаточно долго. Было понятно, что Юлия Владимировна на пути к власти легко перешагнет через Ющенко. Увидеть в приходе Тимошенко к власти какую-то выгоду с точки зрения укрепления украинско-российских отношений попросту невозможно.
Скорее всего, коалиция БЮТ и Партии регионов не состоится. Вероятность ее не слишком велика, поскольку союз с Тимошенко возможен только на ее условиях, а руководство "регионалов" не собирается отказываться от политической самостоятельности. Премьер использовала угрозу создания новой коалиции для того, чтобы шантажировать президента, вынуждая его к капитуляции. По-видимому, Ющенко решил бороться, и теперь у него нет иного выхода, кроме новых досрочных выборов. Подобная перспектива устраивает и Януковича. Благодаря новым выборам он может укрепить свои позиции в партии и получить подконтрольное большинство в парламенте.
Но как победа Тимошенко, так и успех Януковича будет означать лишь появление успешного популистского режима, опирающегося на тесное сотрудничество с олигархией и поддержку люмпенизированных слоев. При этом шансы нынешнего премьера выглядят все же более предпочтительными. Юлии Тимошенко удалось главное: она избавилась от образа ставленницы Вашингтона и сумела предстать в качестве сторонницы сотрудничества с Россией. Само обсуждение вероятности коалиции БЮТ и Партии регионов и рассуждения о возможной пророссийской ориентации Тимошенко привели к изменению украинского общественного сознания. Глава кабинета министров воспринимается теперь как антипод утратившего популярность президента. В поддержке России для победы на выборах она теперь, в общем-то, не нуждается. Российское руководство может, в свою очередь, и дальше заниматься возведением воздушных замков, обрекая нашу страну на международную изоляцию, заменив внешнюю политику обслуживанием интересов приближенных к власти корпораций.
Вы можете оставить свои комментарии здесь