C 24 по 29 июня в Москве проходил очередной Архиерейский Собор РПЦ МП. Главным итогом Собора стало окончательное оформление церковной оппозиции. А по сути — раскол православной церкви. Впервые с послереволюционных времен руководство целой епархии открыто выступает против политики своего руководства.
Мятежный епископ Анадырский и Чукотский Диомид через своих сторонников обратился 15 июня к патриарху и Архиерейскому Собору с письмом, в котором осудил позицию Московского патриархата по вопросу интеграции с экуменистическим движением, совместной молитвы патриарха Алексия II с католиками в прошлом году и сделал несколько личных выпадов против влиятельнейшего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Новых претензий в данном письме клирики не высказали — руководство Анадырской и Чукотской епархии с 2007 года неоднократно публично заявляло о несогласии с политикой Московской патриархии, зато пошли на предельно возможное в рамках канона обострение отношений, прервав молитвенно-литургическое общение с патриархом. Отказ от молитвенного общения равнозначен признанию патриарха еретиком, то есть отпавшим от истинной веры.
Интересно, что по форме оппозиционная деятельность Диомида вписывается в рамки традиционных для христианских церквей конфликтов между обычно менее консервативным и более лояльным к светскому режиму административным аппаратом и "консервативными революционерами", взыскующими "чистой веры". Диомидовцы также, как и их разнообразные предшественники в предыдущие полторы тысячи лет, за доказательствами своей правоты обращаются к Священному Писанию и церковным авторитетам, четко обосновывая свою точку зрения с богословских позиций; определяют противников как еретиков, оставляя за собой исключительное право судить, кто верит правильно; критически настроены по отношению к существующей иерархии.
Но есть в этой революционной деятельности чукотских мудрецов от православия некоторые моменты, позволяющие усомниться в исключительно догматических расхождениях, внезапно возникших в прошлом году между Анадырью и Москвой.
Во-первых, в декабре прошлого года в кругах, близких к центральному аппарату РПЦ, упорно циркулировали слухи о создании некой альтернативной церковной структуры. Именно в это время сторонники Диомида громко заявляли о себе. Во-вторых, резкое появление и оформление на уровне епархии партии классического православного фундаментализма больше похоже на умный маркетинговый ход. Часть верующих в христианских Церквях всегда испытывает тягу к самоизоляции и противится изменениям в общественной жизни и религиозных практиках. В постсоветской России тяга эта была скорее неосознанной, неотрефлексированной, поэтому и не находившей отражения в создании каких бы то ни было заметных невооруженным глазом церковных или мирских структур консерваторов. Четко выразить интересы консервативного крыла Церкви и правильно подать это публике — грамотный поступок в том случае, если вы собираетесь создавать альтернативу РПЦ. В-третьих, значительная часть критики направлена лично против митрополита Кирилла, который, с одной стороны, является главным идеологом в современной РПЦ МП, с другой — как фигура одиозная, вызывает неоднозначную реакцию общества.
Активности Московской патриархии (экуменистической ли, объединительной ли с "зарубежниками"), ее податливости властям можно было противопоставить только курс на изоляцию и средневековую архаику смыслов, вроде отказа от ИНН как печати зверя или признания католиков, протестантов еретиками. И тут очень кстати появился ранее не замеченный во фрондерстве Диомид.
Не зря в послании диомидовцев за эмоциональным восприятием экуменизма как идеологии мирового зла читается легкая рука политтехнолога. Гениально использован факт объединения РПЦ МП с РПЦЗ. В 1983 году "зарубежники" анафематствовали (прокляли) экуменистическое движение как ересь. После объединения двух Церквей в 2007 году, рассуждали авторы обращения, анафема экуменизму распространилась и на РПЦ МП. Среди диомидовцев до сих пор не было замечено талантливых богословов или аналитиков.
Логичным ответом патриархии стало извержение епископа из сана с призывом к церковному покаянию. Ответ же удивил многих. Как стало известно 29 июня, епископ Диомид опять-таки публично отказался принести покаяние и намерен обжаловать решение Архиерейского Собора во вновь созданном церковном суде. Решение смелое, если не сказать, дерзкое и технологичное. Вряд ли даже столь высокопоставленный клирик решился бы самостоятельно играть по-крупному, напрямую не подчиняясь патриарху и всесильному митрополиту Кириллу, перехватывая инициативу и действуя публично. Вероятно, те силы, что поставили на консервативного Диомида, надеются на очень большой куш. Гораздо более значительный, чем одна отдаленная епархия РПЦ.
Из других вопросов, затронутых Архиерейским Cобором, интерес представляет инициатива по внедрению "православной правозащиты", которая бы в отличие от светской базировалась на христианских ценностях. Те, кто увидел здесь желание Московской патриархии заменить собой светских либеральных правозащитников, возможно, не увидели всей картины. Церковь пытается не только влиять на общество все с большей силой, но и играть самостоятельную роль. Что как не защита прав человека, может ей в этом помочь. Легитимизация православных правозащитных организаций сделает РПЦ не просто влиятельней, но и более независимой от того же политического режима.
Характерно, что встроенные в общественную вертикаль власти организации религиозных меньшинств России поддержали РПЦ в правозащитном вопросе. Выгоду собственных структур влияния на общество понимают не только в патриархии. Кстати, этот же пример демонстрирует, с кем скорее станут кооперироваться системные организации религиозных меньшинств. Пока на них не оказывается прямое административное давление, они следуют в фарватере авторитарной власти.
Еще одной значимой новацией в жизни Церкви стало утверждение церковных судов. Это шаг вперед по сравнению с тем, что раньше вопросы неподобающего поведения священства оставались на произвол епископов. Насторожило только, что в связи с введением судов стали упоминаться и паства (миряне), чьи дела о религиозных проступках якобы тоже станут разбирать церковные суды.
Вы можете оставить свои комментарии здесь