Нелегитимный характер "выборов" 2 декабря 2007 года и 2 марта 2008 года делает претензии их "победителей" на государственную власть в России незаконными. Это означает, что не только избранная "Государственная дума" с депутатами, не только избираемый "президент", но и все чиновники, назначаемые теперь этой "Государственной думой" и этим "президентом", являются теперь нелегитимными.
Нелегитимность режима провоцирует его на еще более масштабное применение фальсификаций, подкупа, насилия против граждан России. Наряду с разрушением базовых институтов государства и общества, монополизацией представителями режима политических, экономических, информационных ресурсов, абсолютизация власти нелегитимным режимом неимоверно повышает риски для страны и ее граждан. Главные угрозы сегодня – это угрозы не столько экономике или благосостоянию, сколько непосредственно безопасности и жизни людей.
Главной задачей для тех, кто считает себя гражданами России, становится предотвращение национальной катастрофы, обеспечение безопасности людей, сохранение в российском обществе основ общечеловеческой морали в новых, более трудных и существенно менее приятных условиях. В конечном счете, этого невозможно добиться без замены нынешнего режима. Режиму политической и уголовной шпаны места на российской земле быть не должно.
Надежды многих людей на то, что режим можно изменить путем воспитания, образования, убеждения, оказались необоснованными. Все попытки изменения режима путем сотрудничества с его лидерами провалились. Прирученными оказались не чекистские силовики: не они усвоили принципы гражданского общества, а представители гражданской бюрократии — обычаи и привычки силовиков. Нынешний российский режим оказался внутренне неспособным к позитивной эволюции.
Надо отдавать себе отчет: сотрудничество с режимом порядочных людей, гражданских профессионалов не ослабляет, а укрепляет режим. Попытки воздействовать на представителей режима знаниями, аргументами, логикой лишь интеллектуально вооружает действующий режим и дополнительно укрепляет и усиливает его в борьбе против российских граждан.
Ожидания политической "оттепели", возможной либерализации и демократизации нынешнего режима в связи со сменой персонажа на посту президента, лишены оснований. Ни личные характеристики завтрашнего "президента" — образование, мировоззрение, послужной список, прошлый опыт, степень самостоятельности, реальный объем власти, ни спрос на демократические изменения со стороны политической базы режима — спецслужб и бюрократии, российских монополистов, западных политических и деловых лидеров, ни ключевые условия существования современного российского общества — монополия на информацию, репрессии против оппонентов, цены на нефть — ничто не дает объективных оснований ожидать реальных, а не стилистических изменений к лучшему. Скорее наоборот.
В демократических обществах смена одного политического режима другим происходит в результате выборов — парламентских или президентских. Не следует питать иллюзий, этот путь для сегодняшней России закрыт. В авторитарных системах смена политического режима может происходить в результате революции, переворота, внешней оккупации. В условиях монополии режима на силовые средства, и с учетом того, что они без стеснения используются против мирных граждан, призывать к насильственному свержению режима — все равно, что призывать к суициду.
Обращение к насилию крайне нежелательно. Тем не менее, оно не может быть исключено полностью. Добропорядочный гражданин, подвергшийся нападению бандитов, имеет право на самооборону. Наличие или отсутствие у бандита униформы во время бандитского нападения не делает его стражем порядка.
Сроки существования режима могут оказаться более длительными, чем это кажется или хотелось бы надеяться сегодня.
Попытки выживания отдельными партиями, организациями, группами в нынешних условиях обречены. Те немногие победы граждан над режимом, которые были одержаны в последние годы, стали возможными лишь тогда, когда люди смогли объединиться – против монетизации льгот, в защиту Щербинского, в защиту Байкала. Без объединения граждан даже ограниченная защита их прав и свобод невозможна.
Объединение граждан России невозможно ни на идеологической, ни на политической основе. Граждане России являются сторонниками различных взглядов, мировоззрений, идеологических и политических течений. Массовую политическую партию можно создать либо с помощью тоталитарной идеологии и армейской дисциплины, либо на основе бюрократической лояльности. Объединение граждан может быть сформировано лишь на базе моральных принципов, отличающих демократическую оппозицию от авторитарного режима. Объединение граждан не может быть построено исключительно для оппонирования режиму, у него должна быть своя позитивная цель.
Сегодня в России нет более важной цели и более широкой общенациональной платформы, чем восстановление гражданских прав и свобод, обеспечение верховенства закона и независимости СМИ, создание демократической политической системы в стране. Поэтому рабочее название объединения — Гражданское Движение или Гражданская Коалиция.
Ведущими принципами Гражданского Движения являются демократические принципы организации общества и власти: юридическое равенство всех граждан России, независимо от их положения, статуса, политических взглядов, национальности, вероисповедования, пола; терпимость к чужим взглядам, не противоречащим Конституции РФ; свобода слова; честная политическая конкуренция. Во взаимоотношении граждан с представителями режима ведущими остаются правила существования, выработанные зэками Гулага: "Не верь (режиму). Не бойся (режима). Не проси (у режима)". К ним следует добавить и четвертый принцип – "Не сотрудничай с режимом и не участвуй в его делах".
Сторонники либеральных, консервативных, патриотических, социалистических взглядов в рамках Гражданского движения могут сотрудничать друг с другом в деле создания свободной России, если их совместная программа действий не противоречит принципам неприкосновенности личности, юридического равенства всех граждан, честных, справедливых, демократических выборов. Отстаивание иных программных целей участников коалиции возможно в той степени, в какой они не противоречат базовым гражданским свободам и демократическим принципам организации общества и государства.
Ожидание поддержки — пусть даже моральной — российского гражданского объединения со стороны политических лидеров и государств Запада необоснованно. Для многих западных лидеров нынешний российский режим более удобен, комфортен и приятен, чем его оппоненты. У западных лидеров накоплен немалый опыт сотрудничества и поддержки авторитарных режимов в Пакистане, Египте, Саудовской Аравии. Восстановление гражданских свобод, правового порядка, демократии в России – это дело российских граждан.
Ни рост цен на нефть в последние годы не является причиной общественно-политической деградации страны, ни их возможное падение в будущем не гарантирует гражданского и политического освобождения России. Корень проблемы лежит не в молекулах нефти, а во взглядах, идеологии, мировоззрении, господствующих среди представителей нынешнего режима и части российского общества, считающих возможным, допустимым, желательным, нормальным юридическое неравенство людей, авторитарную организацию государственной власти, применение насилия против граждан.
Участие граждан России в спецоперации "2 марта 2008 года" неприемлемо. Неучастие граждан в так называемых "президентских выборах" в виде бойкота предоставляет дополнительную возможность режиму для фальсификации их официальных результатов. У граждан, обеспокоенных судьбой страны, не доверяющих нынешнему режиму и не желающих использования их небольшого ресурса против них самих, остается единственный вариант действий — унести избирательный бюллетень с собой.
Унесенные бюллетени могут и должны быть подсчитаны — за пределами официальных избирательных участков и избирательных комиссий. Подсчет унесенных бюллетеней нужен не для того, чтобы что-то доказывать этому режиму, в чем-то его убеждать или зачем-то дразнить его. Он нужен гражданам России для того, чтобы проводить другие выборы, строить другую систему власти, избирать другой парламент, создавать другую страну. Унесенные бюллетени могут быть обменены на "гражданские избирательные бюллетени" по выборам членов протопарламента Гражданского Движения.
Первым крупным проектом, объединяющим участников Гражданского Движения, может стать формирование протопарламента, делегаты которого могут быть выбраны путем голосования "гражданскими бюллетенями", полученными в обмен на неиспользованные бюллетени официальных "президентских выборов" 2 марта 2008 года. При этом может быть использован опыт свободных выборов, наработанный во время региональных праймериз "Другой России" летом-осенью 2007 года. Главной задачей протопарламента Гражданского Движения должно стать обсуждение вопросов, связанных с обеспечением безопасности граждан, восстановлением гражданских свобод, установлением правового порядка, созданием демократической политической системы в России.
Разработка развернутой программы Гражданского Движения потребует времени и совместной работы его участников. Некоторые ключевые требования программы-минимум можно сформулировать сейчас:
1. Немедленное освобождение всех политических заключенных.
2. Немедленное прекращение политических репрессий.
3. Немедленная ликвидация ограничений на деятельность средств массовой информации.
4. Ликвидация ограничений и запретов на политическую деятельность.
5. Восстановление базовых гражданских свобод — неприкосновенности личности, свободы слова, свободы передвижения, свободы объединений и ассоциаций.
6. Введение уголовного запрета на вмешательство исполнительной власти в решения судов.
7. Восстановление избирательного законодательства по его состоянию на 31 декабря 1999 года
8. Отмена официальных результатов спецопераций 2 декабря 2007 года и 2 марта 2008 года
Оригинал статьи опубликован на сайте www.ej.ru
Вы можете оставить свои комментарии здесь