Нарушения, выявленные в ходе проверки фонда, состояли в непредставлении чиновникам отчета о деятельности за не окончившийся 2007 год и протоколов за 2004 год, которые не входили в проверяемый период. Оштрафовать организацию чиновники решили за то, что фонд не проинформировал их в трехдневный срок о переизбрании одного из должностных лиц фонда (о подобных назначениях общественники (пока) не обязаны докладывать государству). Проверка шла более двух месяцев, вместо положенного по закону одного.
По словам директора фонда Алексея Козлова, "вместо того, чтобы пресекать деятельность коммерческих структур, зарегистрированных под видом НКО, ФРС "вылавливает блох" в работе правозащитных организаций и при малейшей оплошности стремиться оштрафовать организацию на многие тысячи. И власти еще говорят о поддержке гражданского общества. Пока мы только просим нам не мешать. Своими действиями ФРС наносит ущерб нашему обществу. Еще полтора года назад тяжело было себе представить такие проверки".
Как говорит президент фонда Виктория Громова: "Мы тратим время на составление возражений, а не на содержательную деятельность. Кроме того, нам пришлось обращаться за юридической помощью, т.к. мне предписали "явиться для составления (в отношении меня) протокола об административном правонарушении", как будто я нарушила закон".
УФРС по Воронежской области требует от гражданских организаций досконального знания законодательства и пунктуального соблюдения правил делопроизводства. В то время как сотрудники УФРС, которые являются профессиональными юристами, неоднократно допускают опечатки, ссылки на несуществующие статьи закона, ложные суждения в отношении некоммерческих организаций. "За двукратное непредставление отчета НКО могут закрыть, чиновникам из ФРС за двукратное нарушение закона ни грозит практически ничего", – комментирует ситуацию Ольга Гнездилова, координатор мониторинга свободы ассоциаций Московской хельсинкской группы.
Напомним, что в 2006 году УФРС по Воронежской области провела проверки деятельности 264 НПО, в 243 случаях были выявлены нарушения и вынесены предупреждения. Основную массу "нарушений" составило отсутствие в организации тех или иных протоколов собраний, несоблюдение формальных внутренних процедур, прописанных в уставе. По данным сотрудников УФРС по Воронежской области, за 5 месяцев 2007 года в Воронежской области проверено 163 НПО, составлено 3 протокола об административном правонарушении, вынесено 200 предупреждений, в суд направлено 56 заявлений об исключении организации из ЕГРЮЛ, из них 24 удовлетворено, приостановлена деятельность 9 НПО. В 2007 в Воронежской области планируется проверить деятельность 377 НПО. Законодательство, наделившее ФРС беспрецедентными полномочиями по контролю за деятельностью НПО в России вступило в силу в апреле 2006 года. За это время только в 8 регионах было закрыто по формальным основаниям более 600 организаций, многие из которых сейчас обжалуют решения властей. Среди закрытых и "приостановленных" организаций: международное молодежное правозащитное движение, рязанское отделение движения "За права человека", Бурятский республиканский правозащитный центр, Детский театр балета во Владимире и другие.