Недавно на заседании правления ТПП саратовские бизнесмены одобрили проект программы "Противодействие коррупции в Саратовской области". Программа рассчитана на четыре года. С большой долей вероятности до 2010 года на нее истратят обозначенный минимум в 3 миллиона 220 тысяч народных рублей.

На 2007 год первые 900 тысяч в областном бюджете уже предусмотрены. Постараюсь доказать, что эти деньги даже выбранные по конкурсу исполнители будут тратить зря. И после того как миллионы освоят и отчитаются о конкретных мероприятиях, ими оплаченных, коррупция в Саратовской области не снизится.

Для начала сгруппируем предполагаемые траты по направлениям. На опросы общественного мнения требуется 750 тысяч рублей. На организацию мониторингов и мониторингов по контролю за мониторингами — 1 миллион рублей. На разработку сайта, размещение информации в СМИ и популяризацию успехов программы другими способами — 530 тысяч. "Телефон доверия" для сбора сигналов о коррупции будет стоить 200 тысяч рублей. 50 тысяч рублей необходимо затратить на семинар для юристов НКО, которых научат анализировать законы по оригинальной методичке. Особая роль в пропаганде антикоррупционных мероприятий возложена на третейские суды. Их PR обойдется бюджету в 100 тысяч рублей. В 120 тысяч рублей оценены услуги разработчиков ведомственных антикоррупционных программ в отдельных, наиболее уязвимых для коррупции органах власти Саратовской области. Разработавшим систему профилактики коррупции в отдельно взятой Саратовской области предложат заплатить 180 тысяч рублей. В чуть меньшую сумму — 150 тысяч рублей — оценены усилия разработчиков законопроекта "О порядке предоставления информации органами государственной власти". 120 тысяч стоит, по предварительным прикидкам, итоговый анализ проделанной работы по уменьшению коррупции в регионе.

Саратовская область, и об этом пишут разработчики региональной антикоррупционной программы и ее эксперты, по данным фонда ИНДЕМ, вычислявшего индексы деловой коррупции, несколько лет занимает лидирующие места в рейтинге коррумпированных областей коррумпированной страны. Так, административная коррупция, которой в фонде ИНДЕМ принято называть банальное вымогательство, а вовсе не доморощенное "намеренное внесение искажений в установленный порядок исполнения существующих законов, правил и нормативных актов в целях предоставления преимущества государственным или негосударственным лицам в результате незаконной передачи или переадресования частных средств государственным чиновникам", краше, чем в Саратовской области цветет только в Приморском и Краснодарском краях, Москве, Карелии, Башкортостане и еще парочке регионов. "Захват государства", то есть покупку бизнесом нужных ему решений власти, мы осуществляем успешнее, чем многие, пропуская вперед только 9 регионов. Но увереннее всего мы с 2002 года идем по направлению "Захват бизнеса". Это название обозначает незаконное установление чиновниками контроля над фирмами. И по этому направлению до недавних пор нас опережали только Приморский край и Карелия.

20 февраля Общественная палата РФ, опубликовавшая доклад о коррупции в России.

Доклад широкой общественности представил Андрей Пржездомский, председатель подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции и, по совместительству, один из авторов доклада.

По замыслу деятелей палаты, доклад не содержит в себе никаких сенсаций и шокирующих открытий, а всего лишь включает в себя перечисление фактов и реальные предложения для борьбы с коррупцией.

Как образно выразился Пржездомский, коррупция охватывает все поры государственного организма и общества, и с ней необходимо бороться самыми решительными методами. Прежде всего члены Общественной палаты пытаются определить в докладе коррупцию как понятие, подведя под нее классификацию. При этом авторы пользовались выводами экспертов из правоохранительных органов и подкомиссии по проблемам противодействия коррупции в России.

По мнению Андрея Пржездомского, всю коррупцию можно разделить на 4 неравные группы.

К первой относится так называемая бытовая коррупция, встречающаяся, к примеру, в школах, где учителя берут взятки за хорошие оценки на ЕГЭ, или в больницах, где недобросовестные врачи принимают взятки за лучшие условия лечения. Как считают эксперты из Общественной палаты, этот уровень коррупции на экономику существенно не влияет, но оказывает серьезное деморализующее воздействие на граждан.

Второй уровень коррупции — властный; как не трудно догадаться, он наиболее опасен для государства и общества, поскольку политика при этом целиком переходит в частные руки, и чем это обернется — зависит не от политической воли, а от капитала. Основные механизмы коррупции при этом — откаты чиновникам и настоящая торговля "хлебными" должностями.

Менее опасна, но не менее значима политическая коррупция, передающая законодательный аппарат в руки партийных функционеров, в чьих руках находятся выборные списки.

Наконец, четвертый тип коррупции касается судебных, контрольных и правоохранительных органов; он также опасен для общества, поскольку настраивает людей на оппозиционный лад, подрывая доверие к судебной системе России в целом.

Причины коррупции авторы доклада формулируют достаточно туманно: тут и история России, и несовершенство законодательства, и нравственное разложение общества, и заказные публикации в СМИ.

B качестве лекарства от коррупции Общественная палата предлагает в основном усиление общественных механизмов влияния на власть. Занятно, что при этом Общественная палата скромно пытается, по-видимому, заполучить больше полномочий.

Остальные методы борьбы достаточно очевидны: это и ужесточение контроля, и проведение разъяснительной работы среди населения.

Дальнейшая судьба доклада пока не ясна: он уже направлен в органы государственной власти, но никакого ответа Общественная палата еще не получала. Остается надеяться, что доклад не будет прочитан по диагонали и отложен в сторонку: все-таки с коррупцией бороться надо.

Общественное движение "Общественный союз "Антикоррупция", "Союз правых сил" и "Национальный антикоррупционный комитет" (НАК) подписали совместное заявление об объединении усилий в целях борьбы с коррупцией. От имени этих организаций заявление в ходе совместной пресс-конференции подписали президент общественного движения союза "Антикоррупция" Георгий Сатаров, секретарь федерального политсовета СПС Иван Стариков и председатель НАК Кирилл Кабанов.

По словам выступавших, в качестве основной задачи они ставят перед собой анализ коррупционного рынка в России и выработку предложений эффективных методов борьбы с коррупцией, передает "Интерфакс".

"За последние четыре года коррупция продолжала расти. С 2001 по 2002 год коррупционный рынок в сфере высшего образования вырос более чем в два раза и вышел на первое место в сфере бытовой коррупции, обогнав лидировавшее ранее здравоохранение. ГАИ по-прежнему остается на третьем месте", – сказал Сатаров. Он отметил также, что особо бурный рост коррупции произошел в связи с "делом ЮКОСа": "Бюрократия на местах восприняла это как однозначный сигнал и в разы увеличила поборы с бизнесменов".

Поскольку мир ресурсов включает широкий спектр частных и корпоративных, материальных и моральных ресурсов и капиталов, то коррупционная сеть является открытой, ибо в нее вовлекаются в качестве "доноров" все, кто потенциально может вступить в обменные отношения с чиновниками. Рядовой гражданин, предприниматель, "хранитель" государственной собственности (или бюджета), "моральный авторитет", местоблюститель… Государственное управление в России всегда стремилось к тотальности, всестороннему и повсеместному контролю над гражданами, пыталось минимизировать внегосударственный аспект жизни. Складывается впечатление, что чиновники всегда сопровождают людей в их повседневной жизни. Справки, разрешения, запреты, штрафы, лицензии и пр. ; ГИБДД, БТИ, ЗАГС, отделы имущества, ЖЭУ, паспортные столы, военкоматы, префектуры, администрации (это все из лексики экспертов)… И везде люди, которые стремятся обменять "место" на ресурс, официальные, "прозрачные" отношения превратить в неофициальные, полуофициальные, "затуманенные". В логическом пределе – система государственного управления (и шире – государства) стремится превратиться в разветвленную коррупционную сеть, подменяющую собой государство или существующую параллельно с государством. Сетевые отношения становятся системой, правилом. Повторим, что у сети совсем другие принципы построения, цели, способы рекрутирования. Возникает образ – коррупция как спрут, раковая опухоль, язва, червь. Коррупция – это "низ" официального "верха". Она вовлекает в свою паутину фактически всех членов общества. ("Доминанты. Поле мнений" № 004 от 27 января 2002 г.)

Очевидно, что борьба против коррупции не должна сводиться к борьбе с симптомами этого явления – взяточничеством, мздоимством, использованием служебного положения в корыстных целях. Она должна вестись системно – искоренению должны подлежать условия и факторы ее появления. Кампанейщина в этом деле недопустима. Волна громких коррупционных скандалов еще не говорит о серьезности намерений высшего руководства в борьбе с коррупцией. Скорее – это свидетельство внутрисетевых "разборок". Кроме того, разоблачительные выступления в СМИ, активизация деятельности правоохранительных органов могут означать также борьбу за смену внутрисетевого персонала. Особенно в период избирательных кампаний появляется реальная возможность осуществить ротацию членов закрытой сети. Итак, за любым коррупционным разоблачением может стоять чей-то внегосударственный интерес. Эксперты высказывают мнение, что борьба с коррупцией на самом деле таковой не является. Эта тема актуализируется и затухает в зависимости от чьих-то конкретных интересов.

ПОЛОЖЕНИЕ. О членах и участниках Общероссийской общественной организации "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией".

Общие положения

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании Устава Общероссийской общественной организации "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией" (далее именуемое - Организация) членство и участие в его составе осуществляется на добровольной основе.

2. Членство в Организации является добровольным. Членами Организации могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, и общественные объединения - юридические лица, признающие Устав, уплачивающие регулярно членские взносы и активно участвующие в деятельности Организации.

3. Прием членов может осуществляться решением Центрального Совета Организации или решением Совета регионального отделения, с последующим утверждением Центральным Советом Организации: граждан на основании письменного заявления, юридического лица - общественного объединения на основании решения уполномоченного органа, копии устава и копии свидетельства о государственной регистрации.

Центральный Совет принимает решение не более чем в 30-дневный срок со дня получения заявления.

4. Решение о приеме в члены принимаются простым большинством голосов. Права членов Организации возникают с момента принятия решения уполномоченным органом (Центральным Советом Организации). Решение о приеме нового члена Союза на заседании Центрального Совета Организации принимается простым большинством голосов при наличии кворума. Кворум составляет две третьих от числа членов Центрального Совета.

Решение Комиссии о приеме либо об отказе в приеме в члены Комиссии в пятидневный срок со дня его принятия высылается в адрес заявителя либо вручается уполномоченному им лицу под расписку.

Заявитель обязан в течение десяти дней со дня принятия решения Центрального Совета Организации о приеме в члены Организации внести вступительный взнос и считается принятым в число членов Организации после его внесения. Члены Организации с их представителями, с момента приема участвуют в заседаниях Организации с правом совещательного голоса.

Первоначальный ежегодный членский взнос уплачивается каждым членом Комиссии одновременно со вступительным взносом. Последующие ежегодные членские взносы уплачиваются в течение первого календарного месяца, следующего за отчетным финансовым годом.

4.1. Размеры вступительных и ежегодных членских взносов устанавливаются Центральным Советом Организации по согласованию с соответствующим членом Организации, а изменения, связанные с установленным настоящим Положением сроком их внесения, - Съездом Организации.

Размеры вступительных и ежегодных членских взносов определяются с учетом пределов участия каждого члена в деятельности Организации; а также объема и периодичности предоставляемых Организацией услуг данному члену.

Вступительные и ежегодные членские взносы используются на содержание аппарата Центрального Совета Организации, консультационных подразделений и обеспечение деятельности, предусмотренной Уставом Организации.

4.2. Члены Организации могут вносить добровольные целевые взносы, предназначенные для финансирования конкретных мероприятий и программ Организации. Периодичность поступления и размеры названных взносов устанавливаются Центральным Советом Организации по согласованию с соответствующим членом Организации. Члены Организации могут вносить добровольные безвозмездные взносы.

4.3. Ежегодные членские взносы уплачиваются, как правило, в денежной форме наличным или безналичным порядком. Другие взносы могут уплачиваться деньгами, ценными бумагами, другим имуществом и неимущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Члены Организации утрачивают право распоряжения имуществом, переданным в качестве взноса.

4.4. Наряду с этим, члены Организации могут передавать ей имущество во временное (срочное и бессрочное безвозмездное) пользование на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.

Члены Организации имеют равные права и несут равные обязанности.

5. Член Организации имеет право:
- выйти из членов Организации по собственному желанию;
- избирать и быть избранным в руководящие и контрольные органы Организации и регионального отделения;
- участвовать в мероприятиях и деятельности Организации;
- участвовать в выработке и реализации проектов и программ Организации;
- пользоваться учебно-методическими, научными, информационными разработками Организации;
- пользоваться помощью Организации в социальной и правовой защите;
- пользоваться любыми льготами, установленными для членов Организации;
- лично участвовать при обсуждении любого вопроса, касающимся его прав и обязанностей;
- получать информацию о деятельности Организации.

6. Член Организации обязан:
- соблюдать Устав;
- своевременно уплачивать членские взносы;
- соблюдать нормы общественной этики;
- активно содействовать реализации стоящих перед Организацией уставных целей и задач.

7. Членство в Организации прекращается в случаях:
- выхода из Организации по собственному желанию;
- исключения из Организации.

Член Организации может выйти из Организации по собственному желанию, сделав об этом письменное уведомление Центральному Совету Организации.

8. Центральный Совет Организации может своим решением исключить из членов Организации, если деятельность члена Организации противоречит Уставным целям и задачам, а также в случае неуплаты членских взносов в течение текущего квартала, нарушения положений Устава, самоустранения от деятельности в Организации. Решение Центрального Совета об исключении может быть обжаловано в адрес Конференции Организации или в адрес Контрольно-ревизионной комиссии Организации. Права членов Организации прекращаются с момента принятия решения Центральным Советом, а в случае обжалования решения с момента принятия решения Конференцией Организации или Контрольно-ревизионной комиссии Организации.

9. При выходе или исключении из членов Организации вступительные и членские взносы не возвращаются.

10. Учет членов Организации в региональных отделениях ведется Советом регионального отделения. Общий учет членов Организации осуществляется Исполнительной дирекцией Организации.

11. Организация информирует членов о своей деятельности и организует конференции, семинары по взаимно интересным актуальным проблемам в таких областях, как экономическое развитие, экология, международная безопасность, права человека, культура и других.

Организация предоставляет в установленном им порядке правовую защиту получившим статус подзащитного лица физическим лицам - членам общественного объединения, входящего в состав членов Союза.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter