Ключевая претензия Москвы к ОБСЕ состоит в том, что центр ее активности в последнее время перенесен на права человека, а два других направления деятельности (военно-политическое сотрудничество и экономика) "остаются в загоне". "ОБСЕ в силу применяемого в этой организации комплексного подхода к безопасности не может и не должна заниматься исключительно человеческим измерением",– прямо заявил в выступлении на заседании Сергей Лавров.
Перепалку между Лавровым и заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Николасом Бернсом вызвало предложение Москвы создать рабочую группу ОБСЕ, которая занялась бы реформой Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Выводы наблюдателей за выборами от этого органа ОБСЕ в республиках бывшего СССР, как правило, диаметрально расходятся с оценками наблюдателей СНГ. Бернс заявил, что его страна заблокирует любые попытки ослабить роль ОБСЕ в наблюдении за выборами. И, явно имея в виду Россию, добавил: "Сами принципы, которые лежат в основе наших общих ценностей, все более ставятся под вопрос некоторыми странами".
Другим камнем преткновения стала тема о "замороженных конфликтах". Николас Бернс почти напрямую раскритиковал Москву за использование экономических рычагов для давления на соседей. А дабы ни у кого не оставалось на сей счет сомнений, заявил: "Нам надо оказать Грузии и Молдавии нашу полную поддержку". Критику США поддержали и другие участники заседания, потребовавшие от Москвы определиться с выводом своих войск из Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.
После подобных упреков в адрес России ее требование о ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) было отвергнуто членами ОБСЕ из НАТО и ЕС. Доводы Москвы о том, что договор, устанавливающий новые ограничения по видам вооружений после расширения НАТО на Восток, является краеугольным камнем европейской безопасности, повисли в воздухе. Натовцы заявили, что пойдут на ратификацию адаптированного ДОВСЕ только после полного вывода российских войск с территории Грузии и Молдавии.
В ответ Сергей Лавров подверг критике попытки "тех или иных сил" использовать ОБСЕ в качестве "площадки для проталкивания односторонних политизированных подходов к "замороженным конфликтам". Такие подходы, по его словам, "не имеют ничего общего с реальными усилиями по прочному урегулированию конфликтов". Российский министр призвал при урегулировании региональных конфликтов руководствоваться базовыми принципами: достижение договоренностей самими сторонами, безусловный учет позиции каждой из них, недопустимость силовых вариантов решения проблемы, а также поэтапность урегулирования.
На заседании Совета также рассматривался вопрос о стране-председателе ОБСЕ, которая должна занять этот пост в 2009 году. Кандидатура Казахстана, поддержанная Россией, странами СНГ, Германией, Италией, Нидерландами и Францией, была отвергнута по требованию США и Великобритании, по мнению которых у Казахстана есть проблемы с соблюдением норм демократии. Ранее президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Геран Ленмаркер поддержал кандидатуру Казахстана.
Понимая, очевидно, что взгляды России и Запада на предназначение ОБСЕ диаметрально расходятся, Сергей Лавров пошел на неожиданный шаг. Он предложил определиться: или вернуться к истинным корням ОБСЕ, или "узаконить ее превращение в организацию по гуманитарным проблемам". Во втором случае, по словам главы МИД РФ, "наши страны будут решать, вступать или не вступать в такую организацию". Это означает, что Россия, по сути, впервые поставила вопрос о своем членстве в ОБСЕ да и вообще о сохранении этой организации в ее нынешнем виде. И то и другое имело бы серьезные последствия. Ибо раскол ОБСЕ станет серьезным шагом к расколу Европы и мира, характерного для периода холодной войны, считает издание.
Россия и ряд других стран СНГ подписали договор о вступлении в ООН в 1992 году после распада Советского Союза. Основной спектр деятельности ООН в России, согласно официальным документам, заключается в защите прав человека и осуществлении программ чрезвычайной помощи. Уставом ООН на Россию, как и на остальные страны-участники, возлагается ответственность за поддержание мира и всеобщей безопасности.