Ценно здесь не само по себе предчувствие хаоса и символический путь советской армии вниз - от кремлевских стен к подножию торговых рядов (исторической интуиции автора можно только позавидовать), а наличие вполне определенной внутренней свободы, позволившей снимать именно так. И не зря я сразу привел год снимка. Оказывается, в тоталитарной империи могла быть свобода внутри человека.
Автором "кривого парада" был Александр Родченко – классик советской фотографии. Заподозрить его в какой-то "антисоветчине" невозможно.
Отдельный феномен? Скорее всего, нет.
Давайте вспомним вошедшую в хрестоматии эпистолярную полемику Катенина с Грибоедовым после выхода "Горе от ума" о свободе автора. Обычно она трактовалась литературоведами в том смысле, что Катенин был за свободу творчества в рамках устоявшейся классицистической формы произведения, а Грибоедов, мол, нет – разрушал форму. Но если приглядеться к аргументам последнего, то говорит он о другом: "Я как живу, так и пишу свободно и свободно". Неужели это только о триединстве места, времени и действия? Да нет же, это о состоянии свободы внутри – живу и пишу свободно. Потому что у хорошего государственного чиновника Грибоедова никакой внешней свободы действий быть не могло по определению.
Можно припомнить и другие факты из разных исторических эпох от опыта первых русских христиан до правозащитников позднего советского времени. Есть даже массовые примеры стремления к внутренне свободному существованию, как движение старообрядчества после церковного раскола 17 века.
Состояние внутренней свободы было непременным атрибутом для думающей части российского народа. Если для Запада главнее были внешние проявления, атрибуты свободности – публичные выборные процедуры, дебаты и прочее, а на Востоке настоящая интеллектуальная дискуссия о свободе еще и не начиналась, то россиянин, кажется, не мог существовать без свободы внутри себя.
Не мог, но может сегодня. Первое, чем готовы пожертвовать сегодняшние российские интеллектуалы – это как раз свобода внутренняя. Внешние условия явно не тянут на тоталитаризм, государственный монстр почти не вмешивается в частную жизнь гражданина, но свободомыслия – главного проявления рассматриваемого нами предмета, как будто уже не осталось. И державники, и недобитые властью демократы, и еще бог весть кто загнали себя в узкие рамки каких-то схем.
Какое-то необыкновенное стремление сегодняшней элиты и "элиты", эту последнюю обычно кличут "государственниками", к самоограничению требует анализа. Ведь готовность расстаться с внутренней свободой, выстроить внутри себя некую субординацию не поддается рациональным объяснениям. Ее причина иррациональна.
Как мне кажется, она коренится в посттравматическом синдроме от распада СССР. Стоит только посмотреть и послушать, как воспевается, мифологизируется и имперское время, и советское, и дореволюционное, чтобы понять – болевая точка там, в "потере величия крупнейшей страны мира". Именно в этот момент на смену трезвомыслию приходят ритуальные пляски вокруг мертвого тела империи. Сказанное верно и для так называемых российских либералов, которые уже договорились до "либеральных империй".
Внутренняя истерика российских интеллектуалов блокирует мыслительную творческую функцию. Это важнейший момент, потому что в результате Россия не создает новых идей. Внутренне свободный Родченко создавал концептуальные основы для новой советской фотографии, внутренне свободный Грибоедов – гениальное "Горе от ума", идеологи старообрядчества – новую для России религиозную систему, где было место для чувства внутреннего достоинства личности.
А у наших прикормленных и не очень "мыслителей" есть только бесконечные попытки обезьяньего подражания прошлому. Одни новомодные идеологи предлагают жить чуть ли не по Домострою и другим сказкам о "святой Руси", активно привлекая на свою сторону культурного аутсайдера в виде государственного православия. Другие лелеют евразийские мечты, давно похороненные временем. Третьи, по разным причинам отпавшие от кормила, читают сухую проповедь о гражданском обществе на западный манер, а потом удивляются, что никому не интересны, и так далее. Про деятелей искусства и говорить нечего – в сфере большого искусства мы давно уже ничем не удивляем этот мир.
Та же "старая" Европа – сколько было разговоров о ее "загнивании" в интеллектуальном плане – за последние годы выработала для своих граждан весьма эффективную идею общеевропейской интеграции – простую и привлекательную. Не говоря уже о США, где мощный мессианский смысл существования тамошнего общества не подвергается сомнению на протяжении уже более двух сотен лет. И можно долго клеймить Америку как "мирового жандарма", но бессмыслицы в российской жизни от этого меньше не станет.
Нам же в лучшем случае предлагают кушать химерические проекты "суверенной демократии" и "энергетической сверхдержавы", вызывающие мысли об интеллектуальной импотенции их создававших авторов. И это весьма печально, ибо не отвечающая на вызовы времени, ничего не создающая на идеологическом поле страна обречена на распад или дезинтеграцию. Сколь заоблачным ни казался бы рейтинг виртуального президента и сколько бы нам ни поласкали мозги единением России.
Российские политологи любят рассуждать о новых соседних государствах вроде Украины, Грузии или Беларуси как о несостоявшихся – failed state. Возможно, стоит задаться вопросом, а состоялись ли мы как государство в условиях внутренней несвободы интеллектуального слоя. И состоимся ли, если за пятнадцать лет так и не смогли выработать ни одной адекватной времени идеи?
Вот поэтому задача сегодняшней контрэлиты – начать мыслить свободно, раскрепоститься хотя бы внутренне (положительный исторический опыт на этот счет у нас имеется) и вырабатывать новую стратегию существования России. Только с этим оружием в руках можно победить власть истериков.
Вы можете оставить свои комментарии здесь