Первым местом боя Владимира Путина был сортир. Тот самый, в котором он хотел "замочить" всех боевиков. Судя по сообщениям с Северного Кавказа, где ежедневно и еженощно происходят обстрелы и продолжают гибнуть люди, до победного конца процесс "мочения" довести не удалось. Но это и неважно, так как начались новые битвы.
Например, с беспризорностью. Еще полтора года назад борьбе с этой социальной проблемой с подачи президента был придан статус дела государственной важности, официальные газеты пестрели информацией о начавшейся кампании по отлову и перевоспитанию "детей улиц", подключилось к этой информационной кампании телевидение и радио. В итоге беспризорность не побороли, но ко времени было определено новое место битвы. В лучших традициях военного дела для него были определены четыре направления нанесения ударов, то есть, борьбы – демография, сельское хозяйство, здравоохранение и жилье. Названы они были национальными проектами, чтобы придать этой новой борьбе статус главной битвы России периода путинского правления.
Борьба эта стартовала в начале этого года. Прошло девять месяцев и вполне логично подводить предварительные итоги, что, собственно, и произошло в четверг, 5 октября на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов. Надо быть совсем уж наивным человеком, чтобы отрицать тот факт, что для "верхов" предложивших и реализующих эти нацпроекты, они являются ничем иным как своеобразными бизнес-композициями. Для Путина и его окружения – это вложение части огромных средств, полученных бюджетом от продажи нефти в обеспечение операции "преемник", а, следовательно – в свое будущее, как политическое, так и материальное.
Можно предположить, что населению России пресловутый "преемник" будет представлен как единственный "верный ученик и продолжатель дела реализации национальных проектов". Для губернаторов нацпроекты – это возможность получить в свои регионы и освоить значительные бюджетные средства и кредиты. С личным интересом, естественно. Не секрет, что по основным направлениям, причастным к реализации национальных проектов, ими уже давно расставлены "свои" люди, а иногда и просто родственники.
Оттого и заулыбались радостно главы регионов, когда прозвучало в выступлении главного "смотрящего" за нацпроектами Дмитрия Медведева заявление о том, что в 2007 году на реализацию приоритетных национальных проектов из федерального бюджета будет выделено 230 млрд рублей, на треть больше, чем в текущем году. Без сомнения, значительная часть этого финансового потока на местах будет пропущена через близкие региональным властям структуры и реально работать на реализацию нацпроектов будет лишь часть денежных средств. Собственно, это уже происходит, наглядный пример тому – нынешняя ситуация с реализацией проекта "Доступное жилье".
"По итогам восьми месяцев 2006 года ввод жилья составил 20,8 миллиона квадратных метров, это почти на 11% выше уровня прошлого года. Объем ипотечных кредитов также превышает планы", - заявил президент России, выступая на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов. Однако стало ли жилье для россиян в соответствии с названием нацпроекта "доступным"? Однозначно – нет.
По всей России в течение 2006 года наблюдается рост стоимости квадратного метра жилой площади, от 20 до 60% в различных регионах, поднимая до несусветных высот цену квартир. Если жилья строится на 11 процентов больше, то почему оно становится наоборот, все более недоступным для большинства жителей страны? Да просто потому, что строить дешевое жилье невыгодно! Вот и не строят. В большинстве регионов крупные строительные холдинги, задействованные в реализации этого нацпроекта, принадлежат людям из "ближнего круга" губернаторов или их родственникам, что дает им свободу рук при выполнении строительных подрядов. Дома ими строятся дорогие, обычно в центре города на лучших участках, и за жилье здесь берут не столько, во сколько оно обходится в производстве, а сколько за него готовы заплатить. И судя по тому, что квартиры в них раскупаются еще до окончания строительства, жилье это вполне доступное по цене.
Так что идея нацпроекта вроде бы и соблюдается, не подкопаешься, вот только доступность эта по карману совсем не многим. Если же где-то и планируется строительство изначально действительно доступного жилья, то оно нивелируется коррупцией чиновников, проявляемой как при предоставлении земли под жилищную застройку, так и при распределении квартир. Посмотрите список будущих жильцов любого строящегося в рамках нацпроекта "социального" дома, например для молодых семей – "Ба! Знакомые все фамилии!" Дети чиновников, руководителей организаций и предприятий, удивительным образом они получают здесь квартиры. Жить в них они конечно вряд ли будут, это просто вложение денег в недвижимость, которая, как показывает время, продолжает постоянно расти в цене.
А тем временем получение нового жилья остается недостижимой мечтой сотен тысяч семей "из простых". Решить свою жилищную проблему не удается им и с помощью ипотеки. Ведь для того, чтобы воспользоваться услугами системы ипотечного кредитования, все равно нужны деньги для первого взноса. И деньги, заметим, немалые.
Особые проблемы в этом плане у молодых семей. В регионах с невысоким уровнем средней заработной платы триста-четыреста тысяч для первого взноса по ипотеке имеют возможность собрать не более пяти процентов из них. Есть, конечно, льготная ипотечная программа "Жилье для молодых семей", по которой часть первого обязательного взноса на безвозмездной основе могут внести предприятия и организации, где они работают. Но ведь у руководителей этих предприятий и организаций имеются свои дети, которые обычно трудоустроены как раз под папиным или маминым крылом. Кому будет отдано предпочтение при выделении денег – им или другим работникам? Ответ очевиден.
Тема кредитов и субсидий актуальна не только для строительства жилья, но и для аграрного сектора. Национальный проект в сфере сельского хозяйства предусматривает выделение из бюджета значительных финансовых средств на развитие отрасли, ее социальной инфраструктуры. В регионах сейчас развернулось настоящее соревнование на предмет того, кто больше сможет получить денег.
Кредитование аграрного сектора – дело безусловно хорошее, однако выливается оно в элементарное заглатывание средств, бездумное на первый взгляд, но вполне обоснованное для перспективы. Цена вопроса – земля, сельхозугодья. Можно понять, если кредит для развития личного подворья берет крепкая сельская семья, но зачем такой же кредит навязывают семидесятилетней бабушке или семейству известных на селе алкоголиков? Что они сделают с полученными деньгами – неважно, а вот кредит обязательно отдадут. Землей. Региональные власти и тут нашли возможность контролировать денежные потоки: как только стало известно о том, что финансирование проекта будет осуществляться через Россельхозбанк, в спешном порядке руководители местных отделений банка были назначены "свои" люди.
Продолжать можно сколь угодно и по другим национальным проектам, но и без этого ясно, что все они – суть бизнес-композиция власти, возможность перекачивания огромных бюджетных средств, выгодная управленческим элитам и Москвы, и регионов. Выгода же основного населения страны от этих нацпроектов определяется тем, сколько в итоге останется на реальные дела.
Вы можете оставить свои комментарии здесь