В полдень автомобили с включенными фарами и плакатами на стеклах отъехали от крупнейшего на Дальнем Востоке авторынка "Зелёный угол" и проехали по центру города к зданию Дальневосточного таможенного управления. Автомобили несколько раз объехали вокруг здания ДВТУ, водители жали на клаксоны. На машинах протестующих были прикреплены плакаты с лозунгами "Не дадим убить автобизнес", "Нет левым поборам", "Мы не дойные коровы", "Нет Евро-2".
Тем самым автопродавцы намерены привлечь внимание федеральных властей к проблеме получения сертификатов экологического соответствия стандарта Евро-2. По мнению участников акции, те центры сертификации, которые сейчас открыты на Дальнем Востоке, не смогут справиться с объемом предстоящих после 1 сентября работ. Это приведет к тому, что автомобили будут простаивать на таможенных складах, что потребует дополнительных трат. Ранее такой сертификат получали только машины, выпущенные до 1998 года, то есть около 3% от всех ввозимых иномарок. Занимало это около двух дней. Сколько времени займет получение Евро-2, если будут сертифицироваться абсолютно все ввозимые автомобили, неизвестно.
В настоящее время проходит сбор подписей для отправки их московским чиновникам. Автопродавцов возмущает то, что для получения сертификата никаких измерений выхлопа авто производиться не будет, и злополучный Евро-2 будет выдаваться на основании экологических таблиц. Кстати, один такой сертификат стоит 3600 рублей. К этой сумме нужно добавить еще несколько дней хранения на таможенном складе. Таким образом, стоимость машин увеличится на 6-15 тысяч рублей. Между тем, почти за год подержанные иномарки, ввозимые через Дальневосточную таможню, уже и так подорожали после введения "мини-каталогов цен".
Как сообщил Пенязь, в ближайшее время представители автобизнеса намерены встретиться с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным и попросить у него помощи в разрешении проблемы. Если и после этого не будет никакого эффекта, участники акции протеста готовы пойти на крайние меры. "Часть крупных автопродавцов уже согласилась после 1 сентября прекратить оформление ввезенных автомашин, таможенные склады переполнятся, а значит, будет парализована работа таможенных органов, портов, судоходных компаний", - заявил Пенязь.
Между тем, как сообщает пресс-служба ДВТУ, руководство ведомства также озабочено складывающейся ситуацией. По данным исполняющего обязанности начальника ДВТУ Вячеслава Голоскокова, только сотрудники Владивостокской таможни - крупнейшей "автомобильной" таможни Дальнего Востока - ежемесячно оформляют от 16 до 23 тысяч иномарок, то есть около 700 машин в день. В то же время, по словам исполняющего обязанности начальника ООО "Приморский центр сертификации" Анатолия Рудометова, его сотрудники могут оформить лишь до 280 сертификатов в день.