Атака на культуру идет полным ходом. В Пскове библиотеки и художественные школы лишены финансирования, в Питере из соображений пожарной безопасности закрыта консерватория – заодно отменили проходивший в ее зале концерт Ростроповича. Театральные деятели еще пытаются доказать свое право на жизнь, отстаивая поправки к минфиновскому законопроекту, лишающему их перспектив, но сами понимают: правительственную комиссию их мнение не интересует.

Мурманские учреждения культуры тоже могут остаться без крыши над головой. Областной центр ремесел и филармония вместе с филиалом областного архива много лет занимают здание бывшего дома политпросвещения. Это четырехэтажная постройка, спроектированная в духе советского неоконструктивизма – стеклянные стены, высокий потолок, огромная площадь. И, главное, находится эта архитектурная фантазия в самом центре города. Справа – вокзал, слева – областная администрация, напротив – дума. В конце мая чиновники решили, что таких роскошных условий "культура" не заслуживает. А заслуживают сами "слуги народа": в июне дом предполагается освободить, а после реконструкции разместить в нем Дворец конгрессов.

К слову, никаких конгрессов в Заполярье отродясь не проводилось, а региональные промышленные выставки преспокойно проходят в здании Ледового дворца спорта. Но Ледовый принадлежит горадминистрации, область с городом не в ладах, аренду в счет муниципалитета платить не хочется. Куда проще получить на свой баланс просторное здание в самом центре города, которое можно самим сдавать в аренду кому угодно и на своих условиях. В коридорах областного Комитета по культуре и искусству поговаривают, что фактически постройка отойдет даже не администрации, а вполне конкретному чиновнику. А причина спешки – окончание сроков приватизации государственных зданий. Не успеешь до конца года все оформить – опоздаешь навсегда.

Центр ремесел лишается трех выставочных залов, которые в год посещают до 15 тысяч человек, и всех учебных классов. А там ежедневно проходят занятия для взрослых и детей. Организации предлагают переехать на другой конец города в старенький ДК, куда даже транспорт толком не ходит (доехать можно только на такси). Но и его отдают не полностью – лишь подвал, из которого, в свою очередь, выселяют институт повышения квалификации работников образования. Учителей отправляют в аварийное здание бывшего детсада.

В результате обе организации фактически прекратят работу. На курсы в Центр съезжались вечерами люди со всей области и затемно возвращались домой, благо вокзал рядом. Среди посетителей – много инвалидов, которым вообще кроме центра города никуда не добраться. Для некоторых из них "Ремесла" стали отдушиной, реабилитационным центром, заменили семью, спасли от гибели.

"Как же нас можно туда переселить?! Туда же люди не пойдут!"- пыталась возражать чиновникам директор Центра Ирина Сопина. "Пойдут как миленькие! А не пойдут, так мы вам финансирование срежем", - находчиво ответили те.

В числе авторов идеи "культурной революции" называют Валерия Будаговского, управляющего делами областного правительства и, по совместительству, председателя регионального Союза промышленников и предпринимателей, постоянного организатора промышленных выставок.

Сотрудники Центра слабо надеются, что остановить происходящее смогут данные экспертизы здания. Оно выстроено на болоте и, если, согласно проекту реконструкции, под ним будет сооружен подземный паркинг, может просто обрушиться. Впрочем, кого интересует мнение экспертов, когда пахнет реальными деньгами: сдача в аренду помещений в планирующемся Дворце конгрессов будет для кого-то источником немалого дохода.


При этом областные чиновники регулярно декларируют свою заботу о культуре. Так месяц назад были обнародованы итоги трехлетней целевой программы. Из них общественность с удивлением узнала, что недавно был якобы произведен капремонт драматического театра, хотя рядом с ним по-прежнему страшно ходить: стены разрушаются, падают кирпичи. Отреставрированы памятники деревянного зодчества в селах Ковда и Варзуга, хотя сотрудники Комитета по культуре сами говорят о том, что их ремонт вообще вряд ли когда-то будет завершен. И сообщено о развитии книгоиздания. С последним вышел конфуз: книжки местных авторов действительно изданы на губернаторские деньги. Только авторам их в принципе не отдают. Зампредседателя комитета так и сказала: "Это издано на наши деньги, значит, это теперь наше!".

Вот такая "приватизация". Деньги на выставки и фестивали всякий раз выбиваются в Комитете с боем. Хотя остаточное финансирование культуры ни для кого не новость. В некоторых районных газетах даже гонорары за материалы о событиях в этой сфере ниже, чем за статьи на любую другую тему. Моя приятельница из Германии страшно удивилась, узнав об этом. " Как?!" - восклицала она, - у нас все наоборот, это очень престижная работа. Ведь культура – это все. Это генератор. Она определяет сознание граждан. А значит, от нее зависит, как они будут работать, во что верить, за кем пойдут. Культура – это политика!".

Она права. Раньше мне казалось, причина наших бед – обыкновенное хамство. Пророчили же России интеллигенты царство грядущего Хама. Вот Хам воцарился, интеллигенцию назвали прослойкой, потом объявили "вшивой", потом... Но беда в другом. Культура – это политика. Отношение к ней в обществе сознательно формируется. А значит, пока мейнстрим таков, каков он есть, театры будут закрываться, а музейщики голодать. Чтобы, не дай бог, не затеплились в осоловелой от пьянства и Петросяна душе сомнения: а вдруг что-то не так? Вдруг надо что-то делать? Вдруг бывает иначе?..

Татьяна Брицкая, Мурманск

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter