В заявлении говорится, что 26 мая 2006 года Псковская городская Дума в соответствии с действующим законодательством России приняла решение о назначении местного референдума в Пскове на 16 июля. Представители администрации Пскова присутствовали на заседании городской Думы и о невозможности исполнения решения не заявляли.
Однако 30 мая на имя председателя Псковской городской Думы поступило письмо исполняющего полномочия мэра Пскова Валентина Иванова, в котором сообщается, что "согласно статье 19 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участки референдума в городе должны быть образованы не позднее 31 мая 2006 года, что не представляется возможным". Данным письмом предложено Псковской городской Думе "рассмотреть на внеочередной сессии Псковской городской Думы вопрос о переносе срока проведения референдума с целью качественной организационной работы по формированию участков".
Инициаторы референдума считают, что заявленная исполняющим полномочия мэра Пскова позиция не основана на нормах действующего законодательства и является, по сути, бездействием органа местного самоуправления. Как сообщил Лев Шлосберг, администрации Пскова, мэру Пскова, территориальной избирательной комиссии Пскова в достаточные сроки было известно об инициативе местного референдума и всей процедуре реализации данной инициативы. Средства для проведения местного референдума рассчитаны и включены в расходную часть бюджета города Пскова на текущий год. В заявлении отмечается, что администрация Пскова располагает всей необходимой информацией для принятия решения об образовании участков местного референдума. Инициативная группа референдума просит суд признать отказ мэра Пскова от исполнения решения Псковской городской Думы в установленный Федеральным законом срок - бездействием; обязать мэра Пскова исполнить требования Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Напомним, что псковичам предложено ответить на вопрос: "Какой вариант структуры органов местного самоуправления муниципального образования "Город Псков" для закрепления его в Уставе города Пскова вы поддерживаете?" Из трех вариантов псковичи должны выбрать один. Согласно первому варианту, мэр Пскова избирается на основе всеобщего голосования и возглавляет городскую администрацию. Второй вариант - мэр Пскова избирается на основе всеобщего голосования, входит в состав Псковской городской Думы и исполняет полномочия ее председателя, а глава администрации Пскова назначается на должность по контракту. По третьему варианту мэр Пскова избирается Псковской городской Думой из своего состава, а глава администрации Пскова назначается по контракту. Сбор подписей в поддержку местного референдума стал одной из самых массовых общественных акций в Пскове за последние 15 лет.
Между тем, на внеочередной сессии, которая состоялась 1 июня, депутаты псковской городской думы единогласно проголосовали за то, чтобы оставить дату проведения референдума неизменной - 16 июля. После чего мэр Пскова Михаил Хоронен подписал распоряжение "Об образовании на территории города Пскова участков референдума для проведения местного референдума 16 июля 2006 года".
В результате, в начале судебного заседания представители городской администрации поставили суд в известность о том, что мэр подписал распоряжение об организации участков референдума, поэтому судебное разбирательство было прекращено.