В Петербурге – очередной кризис на "маршрутном рынке". Из него административными методами выдавливают мелких перевозчиков, стремясь оставить этот чрезвычайно доходный сектор в руках нескольких крупных компаний. И компании эти, естественно, пользуются покровительством городских властей. По итогам конкурса победителями объявлены "правильные" фирмы, а "неправильным" предложено уходить с рынка под угрозой больших штрафов. Перевозчики совершенно не согласны с таким положением вещей и собираются отстаивать свои права в суде, полагая, что все происходящее – вопиюще незаконно.
Конкурс среди перевозчиков, который проводил городской Комитет по транспорту, изначально вызывал массу нареканий. Как считают представители городской Ассоциации независимых перевозчиков, его условия были заведомо неравными и составлены так, чтобы обеспечить победу заранее выбранным компаниям - "Третий парк", "Питер-авто" и "ПТК". Любопытно, что большая часть работников "Третьего парка" недавно была стройными рядами принята в "Единую Россию"... Но дело не только в этом. Федеральное законодательство вообще не требует от перевозчиков, желающих возить пассажиров, ничего, кроме выданной в установленном порядке лицензии. Это обстоятельство было подтверждено решением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда России осенью 2003 года: коллегия констатировала, что перевозчики не обязаны проходить какие-либо конкурсы, если речь идет о коммерческих перевозках. Все у кого есть лицензии, выданные транспортной инспекцией, могут работать там, где хотят, не спрашивая разрешения у Комитета по транспорту. Другое дело – так называемые "социальные маршруты", где перевозки дотируются городскими властями, и на которых власть устанавливает плату за проезд: там, где расходуются бюджетные средства, город имеет право провести конкурс.
В северной столице, впрочем, действуют иначе. Городской закон "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" предусматривает проведение конкурсов как для коммерческих, так и для социальных маршрутов. Этот закон был опротестован заместителем генерального прокурора, Минюст потребовал его изменить – но тщетно: Законодательное собрание проигнорировало все протесты. А с 1 марта Комитет по транспорту потребовал от частных перевозчиков, которые не прошли конкурс, прекратить работу. Перевозчики не подчинились: в суд подано семь исков, авторы которых требуют признать незаконными результаты конкурса, а ряд компаний, не имеющих договоров, продолжает по-прежнему обслуживать пассажиров. Смольный отреагировал тут же: первый зампред Комитета по транспорту Николай Константинов (он же – один из заместителей секретаря политсовета питерской "Единой России" заявил, что перевозчиков, не заключивших договоров с комитетом и не имеющих выданного комитетом "паспорта маршрута", будут штрафовать. После этого губернатор Валентина Матвиенко внесла, а Законодательное собрание 23 марта приняло в первом чтении соответствующий законопроект. Должностные лица заплатят штраф в размере от 30 до 50 МРОТ, юридические лица - от 500 до 1000 МРОТ.
"На этот рынок действительно надо влиять, но совсем не так, как хочет администрация, - говорит координатор Демократической фракции ЗакСа Сергей Гуляев. – Следовало бы, например, запретить на пригородных маршрутах работу микроавтобусов, чтобы перевозчики использовали только крупногабаритные автобусы. Вместо этого Комитет по транспорту, проводя псевдоконкурсы, способствует монополизации рынка, что в конечном счете ведет к ухудшению обслуживания и повышению тарифов. Год назад в Кронштадте при использовании административного ресурса с рынка частных перевозок были выдавлены все небольшие компании. Все тот же "Третий парк" несколько месяцев демпинговал, снизив стоимость поездки с 20 до 15 рублей. А затем, как только избавился от конкурентов, поднял цены до 40 рублей. Ну, а сейчас город фактически поделили на троих: конкурс выиграли шесть фирм, которые принадлежат трем хозяевам. И теперь они просто "стригут купоны", требуя с тех, кто работает у них на субподряде, по 500 рублей с машины в день". Как будет дальше развиваться ситуация – пока неясно. Частные перевозчики заявляют, что "победители" конкурса сейчас выдавливают их с коммерческих маршрутов, в их адрес поступают угрозы, есть случаи нападения на водителей. Вице-президент Ассоциации независимых перевозчиков Александр Масюк говорит, что в ход будет пущен административный ресурс - задействуют ГИБДД и налоговую службу. Руководителей Управления ГИБДД уже вызывали "на ковер" в Смольный и инструктировали на предмет создания препятствий для тех, кто будет ездить, не имея договоров с Комитетом по транспорту. "Мы будем сопротивляться этому давлению и защищать свое право работать и кормить свои семьи", - говорит Масюк.
Заметим: Кодекс об административных правонарушениях не дает питерским властям никакого права накладывать штрафы на "неправильных" перевозчиков. Кодекс позволяет ввести административное наказание за невыполнение городских законов (в данном случае – закона о маршрутном транспорте), но сам этот закон, как уже сказано, противоречит федеральному. С таким же успехом Смольный завтра может пробить через послушный городской парламент закон о том, что выпускать газеты или торговать хлебом могут только те, кто выиграл проведенный администрацией конкурс. После чего "победителями конкурса" объявят несколько придворных фирм, а всех проигравших начнут штрафовать...