Аккурат в новогоднюю ночь 2006 года истек срок моратория на цены на бензин, установленного крупнейшими компаниями в сентябре прошлого года. И теперь не позднее начала весны эксперты дружно прогнозируют подорожание топлива. Как уже заявил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, "резкого скачка цен в начале января не будет потому, что все прекрасно понимают, что по стране пройдет волна народных выступлений, как это было в начале 2005 года по поводу монетизации льгот". Интересно, а если скачок произойдет в марте – народ снесет это спокойно?
Впрочем, по опросам холдинга "РОМИР", половина граждан готова платить 30 рублей и больше за литр бензина. А 7% опрошенных заявляют, что никакая цена за бензин не заставит их прекратить ездить. Так и вспоминается фольклор начала 80-х: "Нынче водка лишь по восемь – все равно мы пить не бросим, передайте Ильичу – нам и десять по плечу". Правда, в частушке было еще окончание: "Ну, а если будет больше – мы устроим так, как в Польше. А коль будет двадцать пять – снова станем Зимний брать".
Наверное, в российской экономике нет проблемы, которая чаще обсуждалась бы "наверху". Не счесть грозных поручений президента, резолюций премьера, рекомендаций парламентских слушаний и так далее. Нам обещают "стабилизировать", "сдержать" и "поставить под контроль". Но ценники на заправках все равно "ползут" вверх. В Европе бензин еще дороже нашего, а вот Америку мы, кажется, уже обогнали.
"Что поделаешь - рынок, - улыбаются чиновники. – Растут мировые цены на нефть, и не надейтесь, что кто-либо будет продавать внутри страны дешевый бензин, упуская свою выгоду".
Если все останется, как есть – конечно, не будет. Так и будем наблюдать рост цен, опустошающий кошельки и тех, кто машину имеет, и тех, у кого ее нет. Разница лишь в том, что расходы первых зависят от бензиновых цен прямо, расходы вторых – косвенно.
Почему растут цены? Только и слышим про "объективные причины". Про высокий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Про низкие экспортные пошлины, которые не препятствуют "утечке" большей части добываемой в России нефти за границу. Про отсутствие биржевой торговли нефтепродуктами, которая дала бы возможность мелким и средним компаниям не зависеть от крупных поставщиков. Про смешные штрафы за сговор монополистов, которые можно платить хоть каждый день, не беднея.
Все это так. Но поможет ли их устранение остановить "бензиновую спираль"?
Да, можно организовать "бензиновые биржи". Но если сегодня, как говорят специалисты, владельцам сырья и нефтепродуктов нечего выставлять на биржевые торги, поскольку вся продукция скупается сразу на выходе с завода, с какой стати завтра ситуация изменится?
Да, можно снизить налоги и повысить экспортные пошлины. Но первое изменит лишь прибыли нефтяников, а не цены: все сэкономленные деньги "бензиновые короли" просто оставят себе. Что касается второго, то и здесь изменятся не цены на бензин, а взятки на таможне. И понятно, в какую сторону.
Да, можно увеличить штрафы за сговор на нефтяном рынке. Но этот сговор еще надо доказать, а его участники не имеют обыкновения подписывать соответствующие протоколы.
В общем, пресловутая "невидимая рука рынка", - один из любимых образов отечественных либералов от экономики, - в данном случае действительно невидима. В том смысле, что никакого ее воздействия, которое, в соответствии с азами рыночной экономики, должно все "расставить по местам" и "отрегулировать", не видно. Видно другое: рост цен, в несколько раз превышающий рост инфляции.
Будь Россия страной, вынужденной покупать нефть за границей – можно было бы понять дороговизну бензина. Но Россия – нефтедобывающая страна, которая может позволить себе дешевый бензин. И говорить о "выравнивании" цен с мировыми можно лишь в том случае, когда такому же "выравниванию" подвергнутся доходы граждан, зарплаты и пенсии.
Что же, если российский рынок не может ограничить цены на бензин, а речь идет о товаре, без которого решительно невозможно обойтись – это должно быть сделано помимо рынка.
Произнесем страшное (с точки зрения ортодоксальных либералов): цены на бензин и дизельное топливо должны регулироваться государством. Точно так же, как регулируются цены на жилищно-коммунальные услуги, на общественный транспорт и на телефон.
Предвижу возмущенные крики тех, кто потребует призвать к ответу еретика, посягнувшего на священное и неприкосновенное право коммерсантов продавать свой товар по той цене, по которой они желают. С цитатами из Фридмена и Хайека, с объявлением этих предложений "антирыночными мерами" и "возвратом в социализм", а то и в "военный коммунизм". И с обещанием неминуемого фиаско в случае их реализации.
Мол, нефтепродукты начнут еще больше экспортировать, и внутренний рынок немедленно опустеет. Ограничат экспорт – компании сократят добычу нефти, чтобы не продавать бензин по низким ценам, установленным государством. В результате возникнет повальный дефицит бензина, которого по этим ценам просто не будет. А у спекулянтов он будет – но по высоким ценам. Как это и было в советские времена…
Однако, газ - такой же продукт земных недр, как и нефть. Он так же экспортируется в огромных масштабах за границу. И мировые цены на него тоже растут (хотя и не в такой степени, как цены на нефть). Но никто не кликушествует об "антирыночных мерах" или "военном коммунизме", видя, как цены на бытовой газ, который мы все используем для приготовления пищи или разогрева воды в "колонках", регулируются государством. И это почему-то не ведет ни к прекращению добычи, ни к дефициту газа на внутреннем рынке.
Точно такая же картина – с поставками воды, тепла и электроэнергии: государственное регулирование цен не приводит к дефициту. Поставщики этих услуг с радостью взвинтили бы цены – но им не дают возможности это сделать.
Заметим: среди различных способов остановить рост цен на бензин именно этот почему-то практически не обсуждается. Иногда, вскользь, от кого-то из чиновников мы слышим, что государственное регулирование, мол, "неприемлемо". А почему, собственно? Объяснений не следует – их заменяют страшилками о неминуемом дефиците бензина. При этом, по опросам того же холдинга "РОМИР", четверть граждан видит причину высоких цен на нефть именно в нежелании государства их регулировать.
Так, может быть, стоит попробовать? А не объяснять, что этого не может быть, потому что не может быть никогда? Тем более что эти объяснения, как правило, исходят от граждан, которые легко выдержат любые цены на бензин… Конечно, разработка механизма такого регулирования потребует немало времени и сил, а попытка ввести его в действие неминуемо натолкнется на жесточайшее сопротивление тех, кто может потерять сверхприбыли. Однако ждать, что "бензиновая проблема" рассосется сама собой, - бесполезно.
Либерализм – это не тогда, когда ты платишь столько, сколько с тебя просят. Это – когда ты платишь столько, сколько это стоит.
В России, к сожалению, постоянно путают первое со вторым.