Делать политические прогнозы в нашей стране – дело неблагодарное. Особенно в деле кадровых назначений, ведь неожиданность – чуть ли не главный принцип кадровых назначений в последнее время.

Но вопрос смены/сохранения власти в 2007-2008 годах ограничен рамками всего лишь нескольких сценариев и мы в состоянии попытаться оценить их приемлемость для существующей власти.

Естественно, будем исходить из того, что нынешняя власть хочет сохраниться и после 2008 года, причем желает сделать "переходный период" как можно менее рискованным. Это утверждение вряд ли требует доказательств – случаи, когда действующая власть говорила "мы устали, пусть правит кто-нибудь другой" в мировой истории можно пересчитать по пальцам. И то чаще дело касалось отдельного человека, а не властвующей группы.

Многие упрощенно сводят проблему-2008 к персоне Путина. Будет третий срок или не будет? Сохранится ли Путин лично в качестве главы государства или же нам будет представлен очередной преемник?

Однако проблема не лично в Путине. Вовсе не факт, что он – тиран и деспот, желающий непременно сохранить личную власть, а все его окружение – слепые исполнители монаршей воли. Больше похоже, что Путин – заложник обстоятельств, его окружают люди, кровно заинтересованные в сохранении статус-кво. Мало того, как только кто-то из окружения выдвигается на роль преемника, это тут же вызывает озлобленное сопротивление тех, кто опасается нового передела. По законам византийской политики любой кандидат в преемники будет сожран другими. Каковы бы ни были планы лично Путина, чем ближе будет 2008 год, тем хуже будет обстоять дело с преемниками, тем настойчивее будут мольбы со стороны кремлевской челяди остаться. В ходе 2007о года к таким мольбам присоединятся деятели культуры и "широкая общественность".

Только полная физическая невозможность "остаться" вынудила Бориса Ельцина пойти на операцию "преемник". Справедливости ради надо сказать, что для Бориса Ельцина демократия имела ценность сама по себе, в чем нынешних трудно заподозрить. Сегодня еще наверняка в работе находится несколько сценариев передачи власти в 2007-2008 годах, но в деле скорее всего останутся только те, которые сохраняют Путина лично в качестве реального правителя. Наиболее ретивые сторонники других сценариев рискуют карьерой и положением. И дело, повторяю, не столько в самом Путине, сколько в тех кремлевских кланах, которые рискуют проиграть при смене власти.

Между тем по ряду признаков уже сегодня можно сделать заключение, что вариант третьего срока отброшен. Казалось бы, это противоречит всему вышесказанному. Но тем не менее, это так.

Третий срок уже стал красной тряпкой и для оппозиции, и для западных критиков Путина. Пойти на него означало бы перевод России в глазах Запада из разряда развивающихся демократий в разряд одного из восточных ханств. После этого последовал бы ряд демонстративных унижений в европейских структурах и возможно – вылет из "восьмерки". Именно поэтому Путин дает твердые и недвусмысленные ответы: "третьего срока не будет!". Хотя такие ответы очень опрометчивы, если третий срок еще в числе "рабочих проектов".

Третий президентский срок имеет смысл только в случае невозможности сохранения Путина в качестве реального правителя без титула президента. Но такой невозможности нет.

Представьте, что вы – премьер-министр, а ваша партия полностью контролирует Госдуму и Совет Федерации. И кто тогда "сильнее", вы или президент? Конечно, вы. Вы можете объявить президенту импичмент, когда пожелаете. А если изменить конституцию и принять закон, по которому президента избирает Федеральное Собрание, то вы сможете и избирать президента без сложных и затратных кампаний.

Да, президент может отправить правительство в отставку. Но без согласия Госдумы он не может назначить новое. Распустить Госдуму и назначить новые выборы? Но на это способен только сильный президент, опирающийся на свою популярность.

Да и вообще все эти рассуждения имеют смысл только в случае конфликта между президентом и правительством, вероятность которого будет сведена к минимуму.

Поэтому задача безбоязненного перехода власти от президента к премьеру сводится не столько к выборам 2008-го, сколько к выборам 2007-го. А также к смене структуры власти и передачи реальных рычагов управления "из-под президента" в правительство. И подобную трансформацию власти мы и наблюдаем в последние дни. Наиболее верные соратники Путина внедрены в правительство на ключевые посты. После того, как центр тяжести власти переместится в правительство, Путин сможет без потрясений пересесть из президентского кресла в премьерское.

А кто же тогда будет следующим президентом? Это не так уж и важно, потому что ему в этом сценарии ему уготована роль английской королевы. Сегодня с подачи Кремля муссируется версия, что им станет Сергей Иванов. Но вряд ли кремлевские политтехнологи настолько глупы, чтобы засвечивать преемника за два года до выборов. По-видимому, мы имеем дело с дымовой завесой, призванной отвлечь внимание, к реальной преемственности она отношения не имеет. Скорее всего, выбрать в преемники постараются наиболее надежного и бесцветного человека, своего рода Фрадкова-2. Правда, могут возникнуть проблемы с его избранием. За Фрадкова голосовали специально выдрессированные депутаты, а за президента должен голосовать народ. А он иногда преподносит неприятные сюрпризы. Но эту проблему легко решить, отменив всенародные выборы президента и поручив это важное и ответственное дело тем самым депутатам.

Разумеется, все эти перемены будут проходить под флагом укрепления демократии. Разве правительство, ответственное перед парламентом, – не требование всех демократов в последние десять лет? Об этой идее, кстати, недавно напомнил на пресс-конференции в Москве новый лидер СПС Никита Белых.

Что же касается слов Конституции "президент Российской Федерации является главой государства", то это не первые слова нашей Конституции, которые ничего не значат на деле. Думаете Сталин был главой советского государства? У нас была "власть Советов", а главой Верховного Совета был всесоюзный староста Калинин. Сталин же всего лишь возглавлял секретариат правящей партии. Чтобы понять, кому в России принадлежит реальная власть, надо не Конституцию читать, а смотреть, чьи портреты висят в кабинетах чиновников.

Алексей Мазур, Новосибирск

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter